УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

     Собор - это духовное сосредоточие города. Это место пребывания кафедры епархиального архиерея, представляющего собою лицо самого Христа. Поэтому так важен сам внешний вид храма, имеющего такое особое значение. Во многих городах России мы можем видеть, какое старание и искусство прилагали мастера-зодчие для главных храмов своих областей. Многие из этих храмов вошли в золотой фонд русского строительного искусства. Среди прочих одним из лучших можно назвать и Астраханский собор. Все приезжавшие в наш город любовались этим "астраханским чудом" и оставили о нём самые лестные отзывы. Так император Пётр Великий, посетивший Астрахань в 1722 году, отзываясь о красоте Успенского собора сказал: "Во всём моём государстве нет такого лепотного (прекрасного) храма". Любовались красотою собора и бывшие в Астрахани в разное время писатель И.С.Аксаков и поэт Т.Г.Шевченко. Летописец Успенского собора протоиерей Николай Каменский (будущий архиепископ Казанский Никанор) так описывал его: "Вид собора и вдали и вблизи со все х ст орон величественен. Отвсюду он виден с возвышенности далее тридцати вёрст и притом предстаёт взорам, как бы касающимся облаков и венчающим собою город, так что все городские здания и сами храмы кажутся его подножием." Настоящий собор является не первым построенным на этом месте. К тому же он как бы заключает в себе два предыдущих древнейших собора астраханских. Первый собор был постороен в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным "из своих царских чертогов" в благословение городу Астрахани, только что присоединённого под державу Московских государей. Икона эта была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы. В честь торжественной встречи (сретения - в церковно-славянском языке) Владимирской иконы Божией Матери первый астраханский собор получил также название - Сретенского, под каким названием и фигурировал во всех офиц иальных документах. Храм был деревянным и очень небольшим. По мере роста города Астрахани такой маленький собор не мог соответствовать его статусу. Это понимали царь Фёдор Иоаннович и первый российский патриарх Иов. По их благословению в начале 90-х годов XYI века в Астрахань был послан игумен Феодосий (будущий первый архиепископ Астраханский) с поручением построить здесь новую "соборную и апостольскую церковь". Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией Матери. Несомненною причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле Московских царей. И так как Астрахань считалась "младшей сестрой" царского града Москвы, именовавшегося "Домом Пресвятой Богородицы", то и она получала подобный титул и главный соборный храм её так же получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе была перенесена в новый Успенский, и была п оставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона. Старый же, Сретенский собор в 1628 году ещё продолжал именоваться "старым собором", видимо, в память его прежнего положения и состоял на ружном окладе (государственном содержании). Но в 1697 году он уже именуется обычным приходским храмом. Новый же Успенский собор в 1641 году был расширен пристройкой нового предела в честь святых Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских. Причиной тому послужило удачное отражение астраханскими ратниками нападения калмыцкой орды во главе с ханом Хоурлюком на город, случившееся в день 18 января, когда праздновалась память названных святителей. К концу XVII века Успенский собор стал ветшать, о чём писал Астраханский митрополит Савватий царям Иоанну и Петру Алексеевичу в грамоте, в которой между прочим говорилось: "что соборная церковь ветха и развалилась." Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 год ах, свирепствовала страшная болезнь - чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее свое напутствие. В признательность за это астраханцы, зная о желании своего архиерея выстроить в городе новый собор, жертвовали на это богоугодное дело своё имение. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10.000 рублей, но, к сожалению, ему не удалось употребить их на намеченное дело. Первого июля 1696 года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство. Новоназначенный Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3.996 рублей, которыми он честь мучеников Платона и Петра Афонских, в 1864 году переименованный в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских. Внешний вид собора. Храм построен в виде корабля правильной кубической формы. Он весь испещрён искусно вырезанными деталями белокаменного декора. Окна и подкупольные главы об рамлены изящнными колоннами коринфского ордена. Окружающая сплошным кольцом нижний храм двух ярусная галерея-гульбище; её столпы, карнизы, баллюстрада представляют собой сплошной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка, среди которых искусно вставлены вырезанные из камня иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. С западной стороны галерея упирается в лобное место -место архиерейских выходов на литию и служения молебнов. Через лобное место ведёт широкая лестница в верхний храм. Сам собор увенчан пятью позлащёнными главами с восьмиконечными крестами. Раньше купола были покрыты железом с накладными золочёными звёздами. Сейчас купола выкрашены в зелёный цвет и звёзды отсутствуют. Ниже кровли храма устроены арки на все четыре стороны по три арки с каждой стороны в коих были написаны живописью священные изображения. После закрытия храма эти изображения были закрашены, и только сейчас, постепенно, в результате реставрационных работ они восстанавливаются. Собор первоначально отличался полихромией: его стены были красными, окна, капители - белыми; многочисленные детали галереи - разноцветными (синими или жёлтыми). Сейчас храм полностью выбелен, что нельзя не назвать более подходящим его внешнему облику. Из серьёзных утрат в обрамлении собора можно назвать галерею с южными дверями храма, сверху украшенную башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По этой галерее обычно проходили на службу, совершавшуюся в соборе, правящие архиереи. Галерея была разрушена в тридцатых годах XX столетия. Внутренний облик собора Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма по праву считался восьми ярусный иконостас. В России в храмах обычно не ставили иконостасов более семи ярусов, и, поэтому, иконостас астраханского собора мог быть назван самым значительным в стране. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году города Нижнего Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец казанского митрополита Тихона Ник ифор Попов с товарищами: Иваном Андреевым, домовым иконописцем известного купца Григория Дмитриевича Строгонова, а также с нижегородским посадским человеком Романом Бобылёвым и священником села Погоста Балахинского уезда Иваном Петровым. Созданный этими мастерами иконостас с небольшими исправлениями прожил до 1931 года, когда, по решению представителей ОГПУ, астраханского краеведческого музея и члена горсовета, признавших по закрытии храма хранение его нецелесообразным, он был разобран и сожжён. В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге известным мастером Феодором Штанде и принесённые в дар Успенскому собору в 1899 году вольским купцом Петром Сапожниковым. В 1931 году эти царские врата отправили на переплавку. Старанием того же купцачто приостановило строительство и в-третьих: в 1709 году в следствии необыкновенно сильного пожара, обгорели соборные главы на почти завершённом соборе. Сам главный верхний храм был освящён 14 августа 1710 года. Н ижний -Владимирский храм был освящён ещё в 1707 году. В 1800 году при архиепископе Платоне (Любарском) был устроен в нижнем храме с южной стороны придел в честь мучеников Платона и Петра Афонских, в 1864 году переименованный в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских. Внешний вид собора. Храм построен в виде корабля правильной кубической формы. Он весь испещрён искусно вырезанными деталями белокаменного декора. Окна и подкупольные главы обрамлены изящнными колоннами коринфского ордена. Окружающая сплошным кольцом нижний храм двух ярусная галерея-гульбище; её столпы, карнизы, баллюстрада представляют собой сплошной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка, среди которых искусно вставлены вырезанные из камня иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. С западной стороны галерея упирается в лобное место -место архиерейских выходов на литию и служения молебнов. Через лобное место ведёт широкая лестница в верхний храм. Сам собор увенчан пятью позлащёнными главами с восьмиконечными крестами. Раньше купола были покрыты железом с накладными золочёными звёздами. Сейчас купола выкрашены в зелёный цвет и звёзды отсутствуют. Ниже кровли храма устроены арки на все четыре стороны по три арки с каждой стороны в коих были написаны живописью священные изображения. После закрытия храма эти изображения были закрашены, и только сейчас, постепенно, в результате реставрационных работ они восстанавливаются. Собор первоначально отличался полихромией: его стены были красными, окна, капители - белыми; многочисленные детали галереи - разноцветными (синими или жёлтыми). Сейчас храм полностью выбелен, что нельзя не назвать более подходящим его внешнему облику. Из серьёзных утрат в обрамлении собора можно назвать галерею с южными дверями храма, сверху украшенную башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По этой галерее обычно проходили на службу, совершавшуюся в соборе, правящие архиереи. Галерея была разрушена в тридцатых годах XX столетия. Внутренний облик собора Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма по праву считался восьми ярусный иконостас. В России в храмах обычно не ставили иконостасов более семи ярусов, и, поэтому, иконостас астраханского собора мог быть назван самым значительным в стране. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году города Нижнего Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец казанского митрополита Тихона Никифор Попов с товарищами: Иваном Андреевым, домовым иконописцем известного купца Григория Дмитриевича Строгонова, а также с нижегородским посадским человеком Романом Бобылёвым и священником села Погоста Балахинского уезда Иваном Петровым. Созданный этими мастерами иконостас с небольшими исправлениями прожил до 1931 года, когда, по решению представителей ОГПУ, астраханского краеведческого музея и члена горсовета, признавших по закрытии храма хранение его нецелесообразным, он был разобран и сожжё н. В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге известным мастером Феодором Штанде и принесённые в дар Успенскому собору в 1899 году вольским купцом Петром Сапожниковым. В 1931 году эти царские врата отправили на переплавку. Старанием того же купца Петра Сапожникова по благословению Астраханского архиепископа Гаия в 1812 году были подведены под мрамор четыре массивных столпа, поддерживающих как своды верхнего храма, так и сами стены собора. Столпы подведены под мрамор белого цвета, а стены - серого, просветы между рам - бледно-жёлтого цвета, окоймлённые под цвет розового мрамора, капители столпов были вызолочены. Тумбы столпов, а также своды в пяти главах были украшены живописью в том же 1812 году. Стены самого храма были обставлены святыми иконами в серебряных ризах, или украшены живописью священником астраханского Введенского храма Василием Андреевым и сыном его дьяконом Андреем. В 1850-61 годах была возобновлена отделка верхнего храма, работы производились мастером Ефремовым, как видно, знавшим толк в своём деле, так как, по отзыву очевидцев: "такой чудной отделки колонн и такой раскраски стен под мрамор редко где можно было встретить". Обновлена была и роспись стен собора под руководством иконописных дел мастера иеромонаха Сергия. В 1872 году по благословению Астраханского архиепископа Феогноста (Лебедева) и на средства астраханских купцов братьев Сапожниковых на столпах верхнего храма известным московским художником И.М.Прянишниковым были написаны два полотна: преподобного Иоанна Дамаскина с надписью - "Твоя победительная десница" (на столпе близ левого клироса) и пророка Давида с музыкальным инструментом в руках (на столпе близ правого клироса). В 1888 году были заново расписаны стороны в верхнем храме (кроме пророка Давида и преподобного Дамаскина) лучшими московскими художниками. Все работы были произведены по благословению Астраханского епископа Евгения (Шерешилова) и на его собственные средства. Алтарь в верхнем храме был устроен по образцу древних храмов и имел пять отделений. В центре находился собственно святой алтарь; к южной стороне дверью на восток, была кладовая, далее отделение для архиерейской ризницы, дверью на юг; к северной стороне находился жертвенник, потом отделение для соборной ризницы, из которой был устроен ход на хоры, устроенной в средней главе храма. Над соборною ризницею находилась библиотека, хранившая в себе богатейшее собрание книг как богослужебных, так и для духовного чтения. Алтарь был расписан в 1788-89 годах, по благословению архиепископа Никифора Феотокиса, дьяконом Введенского храма Василием Андреевым. В советское время после закрытия храма в 1931 году вся роспись верхнего храма была уничтожена, так же как и покрытие стен под мрамор. Стены были выкрашены в белый цвет, какой вид они сохраняют и поныне. В результате реставрационных работ, начатых в Успенском соборе в 70-х годах XX века, было восстановлено покрытие под мрамор на всех четырёх столпах, а так же капители были вновь вызолочены. Нижний Владимирский храм не имел росписи, лишь четыре столпа, поддерживающих его своды, были обставлены со всех сторон иконами в больших деревянных резных киотах, соединённых между собою наподобие иконостасов. Сам иконостас нижнего храма был о двух ярусах, вызолоченный на полимент. Росписан был только самый свод алтаря, а ниже, вдоль стен, распологались иконы в деревянных киотах, так же соединённых наподобие иконостасов. Столь невыразительный вид нижнего храма был обусловлен его предназначением - служить усыпальницей астраханских архиереев. Здесь, в особо приготовленных склепах были погребены все, скончавшиеся в Астрахани, архиереи, а также два грузинских царя: Вахтанг VI и Теймураз II, и несколько грузинских иерархов. Над всеми склепами первоначально стояли надгробные памятники. В 1801году, ввиду большой тесноты храма, памятники были сломаны, а вместо них устроены в стенах особые таблички с именами, захороненных под ними лиц. После закрытия храма в советское время, в 1931 году иконостас нижнего храма, так же как и верхнего, был раз обран и сожжён. Роспись в алтаре так же была уничтожена и в результате реставрационных работ в 70-х годах XX века была восстановлена, но очень неумело и несообразуясь с прежним видом. Храм неоднократно закрывался (в 1918 году:с января по апрель и в декабре этого же года по 1920 год) советскими властями, но позже всё же возвращался верующим. В 1923 году в результате перехода местного викарного епископа Анатолия (Соколова) и части духовенства в обновленчество, ими был захвачен и Успенский собор. Незадолго перед этим в 1922 году собор подвергся настоящему ограблению со стороны советских властей, предпринявших это под видом изъятия церковных ценностей для нужд голодающих. Была практически уничтожена богатейшая архиерейская ризница, хранившая многие священные реликвии, представлявших для верующих астраханцев не столько материальную, сколько духовную ценность. После недолгого господства здесь обновленцев собор был закрыт советской властью, после чего были расхищены и уничтожены все оставшиеся здесь ценности. После "национализации" собор был передан в военное ведомство, и в нижнем храме была устроена конюшня, а в верхнем - спортзал для военнослужащих. Во время второй мировой войны в нижнем храме был расположен склад боеприпасов. После войны в соборе находились казармы, и только в 50-х годах , после начала реставрационных работ в Астраханском кремле, его передали в ведомство астраханского краеведческого музея. В 1973 году в результате археологических работ были вскрыты все склепы с находившимися в них захоронениями астраханских архиереев. После чего склепы были разрушены, а на их месте под нижним храмом был устроен подвал-крипта, отгороженный от храма железобетонными перекрытиями. Успенский собор был возвращён Православной церкви только в 1992году. Первое богослужение в нижнем храме состоялось на праздник Рождества Христова, а в верхнем храме -24 мая в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. После возвращения собора постепенно благоукрашается его внешний и внутренний облик. Внешний - благодаря п ланомерному проведению реставрационных работ, а внутренний - благодаря старанию епархиальных властей и верующих астраханцев. В верхнем храме сейчас вместо прежнего - восьмиярусного, установлен небольшой четырёх ярусный иконостас, бывший прежде в храме села Солёное Займище, а после закрытия его, перевезённый в Астра-хань и хранившийся здесь в запасниках краеведческого музея. Иконостас хоть и невелик, но искусной старой работы с иконами хорошего академического письма, благополучно вписывается в пространство светлого и воздушного верхнего храма. В нижнем храме также установлен новый иконостас, изготовленный в 1995 году мастерами Свято-Троице-Сергиевой Лавры, с иконами, написанными в строгом каноническом древнерусском стиле. Оба храма - и верхний и нижний - также украшены многочисленными иконами, радующими глаз верующих астраханцев и гостей города. Святыни, прежде бывшие в Соборе и находящиеся здесь сейчас. В Успенском соборе находилась богатейшая в России архиерейская ризница. В этой сокровищнице хранились дра гоценные, старинной работы, предметы, для обозрения которых надо было испросить разрешение через соборного ключаря, который и сопровождал в ризницу лиц, интересующихся ея содержимым. Вот что было в ризнице:

    МИТРЫ: Всех митр - 9. Замечательнейшие из них:
    1) По золотому глазету украшенная жемчугом, яхонтами, сапфирами, изумрудами и множеством бриллиантов, которых, с розами, насчитывают до 672. Один хризолит на митре размерами более вершка. Стоимость митры ( в 1896г.) 150 тыс. руб., сделана из девяти прежних древних митр в Москве, в 1790 году, под присмотром Н. Н. Бантыш-Каменского, с соизволения архиепископа Астраханского Никифора Феотоки.
    2) Жемчужная, сделана в 1810 году, стоит до 50 тыс. руб. На ней овальная, половинчатая, жемчужина, величиною в голубиное яйцо.
    ПАНАГИИ:
    1) Панагия, пожалованная Императрицею Екатириною II, арх.Тихону Малинину (+ ноября 14, 1793 года)в 1792 году мая 18. На панагии образ Спасителя, финифтяный, украшенный бриллиантами.
    2) Панагия под короною, с изображением Пресвятой Богородицы, украшена бриллиантами. Пожалована 12 декабря 1805 г. Императором Александром I знаменитому Анастасию Братановскому, архиепископу астраханскому, умершему в Астрахани 9 декабря 1806 года.
    3) Панагия с изображением святых, вырезанным на кости; замечательна миниатюрной,искусственной резьбой, работы древних художников. 4) Тоже.
    ПОСОХИ:
    1) Митрополита Иосифа (1667-1671), обложенный крокодиловой кожею, с четырьмя серебро-позолоченными яблоками.
    2) Его-же и в такой-же обложке, с костеными змеями, между которыми с одной стороны распятье резное, а с другой - изображение Богоматери; змии украшены изумрудами и яхонтами. Оба посоха имеют надпись: "Митрополита Иосифа от сотворения мира 7177г. (1669г.)". Посохи эти особенно ценны потому, что принадлежали особо чтимому в Астраханской земле святому - священномученику Иосифу митрополиту Астраханскому. Кроме того, с одним из посохов связано предание о выдающемся в истории Астрахани моменте. Митрополит Сампсон, усмиряя бунтовщиков в 1705 году (свадебный бунт), приблизился к мятежникам в полном облачении и, показав им посох святого Иосифа, сказал: "Вот посох митрополита Иосифа, убитого бунтовщиками напрасно"!.. Увещания митрополита Сампсона имели успех, народ покорился и впустил в город воеводу Шереметева, явившегося в Астрахань, с войсками, по приказанию Петра Великого.
    3) Посох третьего архиепископа Астраханского Макария. Этот посох, весящий до 5-ти фунтов, хранится в соборной ризнице. По преданию, занесенному в летопись о. Кирилла Васильева ("Летопись эта издана Кирилло-Мефодиевским обществом в виде отдельных оттисков из "Астр. Епарх. Ведом." 1887 года), бывшего соборного ключаря, Макарий замышлял изменить царю, образовать вновь Астраханское Царство, посадив на престол своего племянника, а сам предполагал быть патриархом. Воеводы и дьяки предупредили смуту, изобличили Макария и произвели над ним дикую расправу, в которой посох играл немаловажную роль.
    КРЕСТЫ:
    1) Крест архиепископа, а в последствии митрополита Иосифа -золотой. Украшен жемчугом и яхонтами. Надпись на нижней стороне креста: " 7165 год (1657 г.) февраля 24 дня, положил сей крест золотой, в нем мощи многих святых, в Астрахани в соборную церковь Успения Богородицы, великий господин преосвященный Иосиф, архиепископ Астраханский и Терский".
    2) Крест с написью 1649 г. февраля 1.
    3) Крест, унизанный жемчугом, по надписи 1672 г. ноября 20.
    5) Крест - 1699 г.
    6) Крест - 1705 г.
    7) Распятие литое 1706 г.
    8) Крест - 1794 г.; финифтяное распятие подделано под мертвое тело. Украшен изумрудами (97) и бриллиантами.
    9) Большой, деревянный (древний) крест с мощами, вложенный в серебрянный ящик за стеклом.
    10)
    ПАНАГИЙНЫЕ КРЕСТЫ - десять. Из них два работы 1789 г., остальные носят отпечаток глубокой древности. Все драгоценные.
    ЕВАНГЕЛИЯ:
    1) Митрополита Иосифа. Печатано в 1640 г. Скреплено его рукою.
    2) Евангелие, скрепленное рукою патриарха Никона. Напечатано в 1606 г.
    3) Евангелие, серебрянные доски которого весят 1 пуд 38 фунтов.
    4) Евангелие преосвященного Мефодия. Верхняя доска сделана из чистого золота, чеканная, весу 35 фунтов, осыпана драгоценными каменьями, Изображения финифтяные. Сделана в Москве в 1768 г. и стоит около 120 тыс. руб. ( на 1896 год). Всех евангелий в соборной ризнице - 18.
    ВОДОСВЯТНЫЕ ЧАШИ:
    1) Серебрянная с надписью: " 7166 (1658) г. месяца сентября, состроил сию чашу великий государь преосвященный Иосиф, архиепископ Астраханский и Терский".
    2) Серебрянная, построена преосвященным Мефодием (1758 - 1776 г.). Вес 2 пуда 8 фунтов.
    ПОТИРЫ:
    1) Потир, дискос и звездица серебрянные, позолоченные. Надпись: " Лета 7174 (1666) году ноября в 20 день строил сей потир преосвященный Иосиф, архиепископ Астраханский и Терский в церковь Николая Чудотворца".
    2) Тоже - 1650 г. Вес 1 фунт 78 золотников.
    3) Потир Мефодия 1769 года, золотой, вес 5 фунтов 7 золотников.
    КОВШ. Серебрянный, пожалованный императором Петром 1 стрельцу Федорову.
    ЦАРСКИЕ ВРАТА. Серебрянные, чеканной работы, пожертвованы в 1818 году купцом А.П.Сапожниковым. Стоимость их 150 тыс. руб..
    ОБЛАЧЕНИЯ И ОДЕЖДЫ:
    1) Фелонь темно-синего бархата, травчатого, в которую, полагают , облекались святители до 1667 года, то есть до митрополита Иосифа, начавшаго употреблять саккос.
    2) Саккос, подаренный патриархами Александрийским и Антиохийским в 1667г. Иосифу, при возведении его в сан митрополита Астраханского. По саккосу вытканы образа Спасителя с благословляющими руками. Материя на саккосе тканая из сученого шелка, с золотом. Саккос подарен в целях убеждения астраханских раскольников в неправильности их воззрений относительно перстосложения.
    3) Власяница, в которой был замучен и убит митрополит Иосиф.
    4) Клобук саржевый, белый, снятый с голвы митрополита Сампсона через 88 лет, после его погребения. Сампсон умер 3 апреля 1714 года, а в 1801 году гробница его была вскрыта по приказанию преосвященного Платона Любарского.
    ПЛАЩАНИЦА,
    шитая золотом, серебром и шелками. Взята у Марины Мнишек, овладевшей вместе с атаманом Заруцким в 1614 году Астраханским Кремлем. Плащаница была у Марины Мнишек в числе других драгоценностей, награбленных в России. На ней вышита белым шелком следующая надпись: "Лета 6974 г. княгиня Елена Михайловна вышила сей воздух великому архистрату Иоанну Андреевичу и его княгине и их детям". Плащаница поступила в собор от астраханского воеводы И.А.Голицына, после победы в 1614 году над Заруцким. При архиерейском доме, соединенном галлереею с собором, находилось собрание портретов астраханских иерархов. В маленькой комнате стены сплошь увешаны портретами, среди которых можно было найти лик первого митрополита Астраханского мученика Иосифа, изображения строителей собора Савватия и Сампсона, епископов: Лаврентия Горки, Варлаама Линицкого, красноречивого Анастасия Братановского, домовитого, ласкового Мефодия, умершего ужасною смертию и др., о которых можно встретить подробные и любопытные сведения в так называемой "Ключаревской летописи". Галлерея эта в старину обязательно открывалась для публики в каждый торжественный день. Здесь же находятся портреты Платона Любарского, преосвященного, инициативе и трудам которого мы обязаны этим редким и интересным собранием, и Сапожникова, и Варвация, этих достопамятных людей г.Астрахани, из которых первый построил царские врата, упомянутые выше, а на стедства второго выстроена Соборная колокольня.
    В верхнем храме из святынь, бывших здесь прежде, можно назвать следующие:
    1) Нерукотворный образ Спасителя в сребро-золочённой ризе, почитавшийся астраханцами за чудотворный и помогавший в исцелении от особенно свирепствовавшей в Нижнем Поволжье в прежние времена губительной лихорадки.
    2) Образ преподобного Сергия Радонежского, бывший походным в войсках генерал-фельдмаршала Б.П.Шереметева, посланного в 1705 году на подавление астраханского стрелецкого "свадебного" бунта и ставший залогом усмирения бунтовщиков, добровольно сдавшихся Шереметеву. Шереметев держал образ на груди своей, когда мятежники, послушавшись совета и увещеваний митрополита Сампсона, отворили ворота Белого города и, увидя фельдмаршала с образом, упали на колена с криками: "Помилуй нас"!.. Шереметев, а за ним войска, направились в Кремль, по улице, усеянной шпалерами народа, лежавшего ниц. Образ во имя Сергия стоял в соборе, на аналое до 1762 года, в этомгоду сделана была во имя его церковь при Троицком монастыре. По упразднении монастыря, в 1764 году, образ перенесен обратно в собор.
    3) За передним правым столпом находился на пьедестале большой величины деревянный Крест Господень, украшенный позолоченной резьбою; среди него был вставлен звездообразный серебряный, с вызолоченными лучами, круг, в котором вырезаны места со вложенными вних, в серебряных ящичках за стеклом, мощи многих святых; кроме того здесь ещё находилась часть древа Животворящего Креста Господня.
    4) Образ Владимирской Божией Матери, подаренный воеводою П.М.Салтыковым. Усыпан был каменьями и жемчугом в огромном количестве с жемчужной-же надписью: "Неимамы иныя помощи, разве тебе Владычица". Каждое слово в длину около 2 вершков, низано жемчугом. До 1797 года стоял в соборе. Затем находился у преосвященного Платона (Любарского), а когда в 1803 году икона была возвращена в собор, то жемчуга и каменьев на ней уже не было. В нижнем храме находились:
    1) Чтимая Владимирская икона Божией Матери (точный список с чудотворного образа, хранившегося в Москве в Успенском соборе), привезенная первым игуменом и строителем церквей - Кириллом, присланная Иоанном Грозным в 1568 году. Образ имеет 1 ? арш. в высоту и ? арш. ширины. Риза серебрянная, позолоченная. Украшения яхонтовые, алмазные, изумрудные. Этот образ находился в иконостасе нижнего храма по левую стороны от царских врат.
    2) В иконостасе находилась также икона девяти мучеников Кизических, с вложенными в образ частицами мощей этих святых
    3) Особо почитаемая верующими астраханцами могила Астраханского митрополита Иосифа убиенного, тогда ещё не канонизированного, и поэтому святые мощи его тогда ещё находились под спудом в склепе между первым и вторым окнами от южной входной двери. Над этим склепом было устроено окошечко, заделанное решёткой, с большим деревянным крестом у ног святителя. В изголовье помещался среброзолочённый ковчег с резным изображением митрополита Иосифа на крышке. В этом ковчеге, устроенном на средства благочестивой почитательницы святителя, хранилась часть власяницы, в которой жгли его на огне. Она была нашита на бархатный покров и возлагалась обыкновенно на главы страждующих недугами по их желанию. Другая же - большая часть - хранилась в соборной ризнице. После закрытия храма в 1931 году большая часть этих святынь бесследно исчезла. Сохранена была только власяница священномученика Иосифа, канонизированного на поместном соборе в 1918 году, и разделена начасти между астраханскими храмами. Сами мощи святителя, долгое время лежащие в неприкосновенности, были открыты в 1973 году в результате археологических работ, причём свидетели раскопок утверждают факт полного нетления их в то время. После передачи Успенского собора Православной церкви в 1992 году, мощи священномученика Иосифа были вновь обретены и выставлены для всеобщего поклонения верующих 24 мая 1992 года. Со временем для мощей астраханского угодника, находящихся ныне в нижнем храме, у правого переднего столпа, была вырезана из дерева искусной работы рака и такой же работы сень над нею, являющие собою главнейшую святыню и украшение Успенского собора. В подвале-крипте под нижним храмом покоятся мощи месточтимых астраханских святых - святителей Феодосия и Герасима (Добросердова). Они также почитаются верующим и астраханцами, часто приходящих отслужить панихиду и помолиться у гробов не только этих святителей, но и других почивших и покоящихся здесь архиереев.
    Из других святынь, хранящихся ныне в нижнем храме Успенского собора, можно назвать следующие:
    1) Образ преподобных Оптинских старцев с частицами мощей каждого из них, вставленными рядом с иконописными их изображениями. Находится на переднем правом столпе с южной стороны.
    2) Образ Божией Матери "Скоропослушницы", написанный на святой горе Афон в монастыре святителя Иоанна Златоуста в 1912 году.
    3) Образ Владимирской иконы Божией Матери, написанный в 1999 году в память о древнем чтимом образе, хранившимся в соборе до 1931 года.
    4) Икона - Собор святых "в Астраханской земле просиявших" - первый подобный образ, собравший воедино всех канонизированных и месточтимых астраханских святых: священномученика Иосифа, священномученика Фаддея, преподобного Кирилла, святителя Феодосия, преподобного отрока-схимонаха Боголепа и святителя Герасима (Добросердова). Эта икона была написана в 1999 году в иконописных мастерских Свято-Введенской Оптиной пустыни. В соборе по обеим сторонам иконостаса находятся также изображения каждого из Астраханских святых в отдельности в полный рост. Крестные ходы, совершаемые прежде и в настоящее время.
    Из древних крестных ходов, оставленных со временем, особо были замечательны:
    1) 23 июня в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Был совершаем с 1568 года, со времени принесения этого чтимого образа в Астрахань, до 1793 года, когда по случаю сильной жары был оставлен и больше не возобновлялся.
    2) 18 января, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, по случаю избавления в 1641 году города от нашествия калмыцких орд, совершаем был каждый год, с 1649 года по конец XVIII столетия, когда из-за сильных холодов был отменён и больше невозобновлялся.
    Из остальных крестных ходов, совершаемых вплоть до 1917 года известны следующие:
    1)8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в одноименный храм, находившийся на перекрёстке современных улиц Коммунистической и Советской. Происхождение этого крестного хода связано, видимо, с положением Рождество-Богородицкого храма - древнейшего в городе Астрахани.
    2)В неделю Ваий к храму Входа Господня в Иерусалим. Астраханским митрополитам в 1668 году даровано было право в этот день совершать "хождение на осляти", которое и совершалось из Кремля к первоначальному, тогда еще деревянному Входо- Иерусалимскому храму. В 1678 году это право было у них упразднено, но по традиции в этот день сохранился крестный ход к этому храму.
    3)29 августа, в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи к Иоанно-Предтеченскому монастырю.
    4)6 августа, в день Преображения Господня к Спасо-Преображенскому монастырю, а после его упразнения - к семинарскому храму. Все эти крестные ходы, совершаемые когда-то, сейчас совсем забыты.
    В настоящее время самым значительным и торжественным (кроме обычных) является крестный ход на 24 мая, в день празднования памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских из Успенского собора к Святому Кресту с изображением этих святых братьев, воздвигнутому в 1992 году на площади, находящейся на перекрещении современных улиц Калинина и Наталии Кочуевской. Этот крестный ход, совершаемый ежегодно с 1992 года по настоящее время, привлекает к себе внимание множества астраханцев и является большим событием в жизни города.

ИСТОЧНИКИ:

1) Протоиерей Николай Каменский, "Астраханский Успенский собор", Казань 1889 г. 2) Никитин В.П., "Астрахань и её окрестности", Москва, 1982 г. 3)"Астрахань и Астраханская область", Москва, 1990 г. 4) Воробьёв, "Астраханский кремль", Волгоград, 1968 г. 5)Хлебников, "Астрахань в старые годы". `
Hosted by uCoz