Церковь Рождества Богородицы (разрушена)

     Теперь мы переходим к описанию тех храмов, которые находились на территории бывшего Белого города, наиболее древнейшей после кремля части города Астрахани. Белый город располагался к востоку от кремля и заключал в себя сравнительно небольшое пространство: ограниченное с севера улицей Эспланадной (ныне ул. Трусова), с юга -Белгородской (ныне ул. Ленина) и с востока - Малой Демидовской (ныне ул. Михаила Аладьина). С 1630 г. Белый город был обнесен каменною стеною, а до этого был огражден деревянным тыном из заостренных на конце и врытых в землю бревен и назывался острогом. Этот острог был устроен в 1559 году присланным для строительств астраханского кремля дьяком Иваном Выродковым. Им же была построена и первая церковь в остроге -- в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительное время ее построения - 1560 год. Была она первоначально деревянною и однопрестольною. Само построение этой церкви имело особые для того причины. Правивший в это время в Русском гос ударстве царь Иоанн Васильевич Грозный, как и многие образованные люди на Руси, в первую очередь святой митрополит Московский Макарий, были убеждены что Астрахань - это древняя Тмутаракань, один из уделов русских князей. Посылая русских ратников на покорение Астраханского ханства в1556 году, царь Иоанн Грозный вспоминал, как древний и славный его предок, святой князь Владимир Киевский, просветивший русскую землю святым крещением, раздавая области детям своим, эту Астрахань - именовавшуюся тогда Тмутаракань, дал сыну своему Мстиславу, который воздвиг здесь храм в честь Пречистой Богородицы. Помня об этом и давая наказ о строительстве города Астрахани дьяку Выродкову, царь повелел ему выстроить и церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, подобно той, что стояла в Тмутаракани. Этим закреплялась духовная преемственность прежней Тмутаракани - древнего удела русских князей и новоустроенной Астрахани. Построенный храм первое время играл роль главного, соборного в городе, вплоть до 1568года, когда прибывший в Астрахань игумен Кирилл строит в Кремле новый соборный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Рождество-Богородицкая церковь превращается в обычный приходской храм, прихожанами которого становятся в основном стрельцы. В 30-х года XVII века в Белом городе были размещены конные стрельцы, и это место стало называться стрелецким городком. К концу XVII века церковь сильно обветшала и 1684 году была полностью перестроена по указанию самого патриарха Иоакима: "церковь Рождества Пресвятой Богородицы разобрать и прирубить к ней алтарь круглый тройной и вверх на церкви сделать не шатровый, по чину прочих деревянных церквей. В 1707 году было начато строительство новой каменной церкви на месте прежней. Строилась она двухэтажной. О двух колокольнях. Инициатором строительства явился митрополит Сампсон, а деньги жертвовал известный в Астрахани богач и откупщик соляных промыслов Василий Кучуков. Во время бывшего в Астрахани в 1705 году стрелецкого бунта Василий Кучуков чудом избежал смерти, укрывшись в Иоанно-Предтеченском монастыре. После чего он дал обет Богу выстроить в Астрахани храм и энергично взялся за дело. Огромные средства были отпущены. Храм строился быстро и споро. Существует мнение, что в строительстве его принимал участие зодчий Дорофей Мякишев, под чьим руководством был построен Успенский собор. 7 сентября 1709 года был освящен нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На этом дело застопорилось. Всех огромных средств К учукова не хватило на завершение храма. Митрополит Сампсон сам на свои средства взялся достраивать церковь. Смерть его в 1714 году опять приостановила работы, и храм полностью был завершен только в 1722 году, ко времени приезда в Астрахань императора Петра I. Верхний храм в честь Вознесения Господня был освящен 4 мая 1722года епископом астраханским Иоакимом. В 1758 году в трапезе нижней церкви с левой стороны был устроен придел в честь святителя Дмитрия Ростовского. После окончательного завершения Рождество Богородицкая церковь стала одной из красивейших в городе, и только Успенский собор мог равняться с ней по величине и великолепию внешнего обрамления. Вскоре Рождество Богородицкая церковь снова обрела звание собора. Теперь это был соборный храм для общины православных грузин-эмигрантов. С 1724 года, когда грузинский правитель Картли царь Вахтанг VI бежал, изгнанный со своей родины турками в Россию, в Астрахань вместе с ним прибыла большая группа грузинской знати. Первоначально грузины имели своих свящ еннослужителей при Благовещенском женском монастыре, но позже им передали Рождество Богородицкий храм. Здесь некоторое время хранилась главная святыня Грузинской Православной Церкви - крест равноапостольной Нины. Тот самый крест, свитый из виноградных лоз который по преданию вручила Нине сама Пресвятая Богородица, отправляя ее для просвещения Грузинской земли светом Христовой веры. Имеретинский митрополит Тимофей вывез этот крест полукруглых алтарных аспиды, очень схожих с подобными же формами в Успенском соборе. Также в отличие от собора, храм имел всего одну купольную главу. Трапеза храма имела более удлиненную форму, к ней с запада примыкали две небольшие изящные башни колокольни. Главы на башнях, как и на храме, были позолочены. Двухэтажная пристройка - притвор как предполагают была более позднего происхождения. Из притвора шли на верхний этаж две внутренние лестницы из белого камня, первоначально внешние и открытые. Внутри трапеза нижнего храма имела два круглых столпа, на которых поко ились своды. Здесь за столпами помещались два придела. Главный алтарь однопрестольный, помещался в трех аспидах и имел похожее размещение помещений с соборным алтарем. В верхний храм шло два входа с западной стороны, симметрично расположенных под башнями. Трапеза здесь была накрыта прямым потолком, а главная часть храма перекрыта сомкнутым сводом завершающимся световым барабаном, откуда лился свет из окон расположенных кольцом в основании купола. Алтарь в верхнем храме был подобен тому, что в нижнем. Оба храма, как нижний, так и верхний были украшены яркой многоцветных тонов фресковой живописью начала XVIII века. Трехъярусные золоченые резные иконостасы сохраняли иконы древнего, первоначального письма. Про иконостас нижнего храма известно, что иконы в нем были писаны в 1720 - 1721 годах крестьянином суздальского уезда, вотчины княгини Мавры Дмитриевны Куракиной села Холуйки слободы Афанасием Никитичем Новоселовым с тремя товарищи. В Рожество Богородицком храме имелось много древних, б ольшого размера икон. Эти иконы почитались астраханцами, часто бравшими их для крестных ходов по городу. Нельзя не сказать и о древнем колоколе, висевшем на правой колокольне с надписью на нижнем поясе: ,,Благовествуй земля Славу Божию. 1667 год,, О крестных ходах. Из уважения к древности и значению Рождества Богородицкого храма каждый год , 8 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы из Успенского собора сюда совершался торжественный крестный ход. После революционных событий 1917 года Рождество Богородицкий храм два раза снова, на краткое время, становился соборным храмом города Астрахани. Первый раз с января по апрель 1918 года, когда после январских боев вход в кремль и Успенский собор для верующих был закрыт. Второй раз после захвата собора обновленцами. 1923 году архиепископ Фаддей (Успенский) приехавший в Астрахань в декабре этого года сделал Рождество-Богородицкий храм своей кафедрой. Но в феврале 1924 года обновленцы захватили нижний храм Рождество Богородицкой це ркви. А в апреле в их руках оказался и верхний храм. В 1930 годы местные власти отобрали храм у обновленцев, и еще некоторое время решалась его судьба. Рождество Богородицкий храм состоял на учете в Главнауке как памятник архитектуры, но это не смутило специально созданную комиссию, вынесшую 21 марта 1932 года ему приговор: " С учета Главнауки снять, так как Астраханским представителем Главнауки брались на охрану все вообще старые церкви и монастыри города, не считаясь с отсутствием у некоторых художественно - исторической ценности. Храм решено было снести, так как в городе оставлялась одна барочной архитектуры церковь - Успенский собор и ему незачем иметь еще одну барочную -Рождество Богородицкую церковь." В заключении комиссии решавшей судьбу церкви было сказано: ,, что оставить ее будет политическая ошибка.,, В том же году храм разобрали. Сейчас на этом месте, на перекрестке современных улиц Советской и Коммунистической, находится сквер Пушкина. Источники: 1) Государственный Архив Астрах анской области Ф. 857 оп.1(доп.) д.4 Мартынов В. ,, Описание церквей Астраханской епархии.,,2) Хлебников ,, Астрахань в старые годы,, С.Петербург 1907 год. 3) ,, Ключаревская летопись,, Астрахань 1887 года. 4) протоиерей Иоанн Саввинский ,,Историческая записка об Астраханской епархии.,, Астрахань 1903 год. 5) протоиерей Иоанн Саввинский,, Грузины в Астраханской епархии.,, Астрахань 1898 год. 6)Кузнецов А.И. ,,Историческая Астрахань и Ее памятники,, (рукопись) Астрахань 1960 -1970 годы. 7),,Патриарх Тихон и история русской церковной смуты.,, С.Петербург 1994 год 8)Астраханские епархиальные ведомости 1890 год №2,4,7,9,10, - ,,Первый христианский храм в Астрахани.,, 9) Астраханские епархиальные ведомости 1893 год № 18 ,,По поводу освящения и поднятия новосооруженного колокола при церкви Рождества Богородицы.,, 10) Астраханские епархиальные ведомости 1894год № 9 ,,Освящение зеркально металлических крестов Рождество Богородицкой церкви 11) Астраханские епархиальные ведомости 1899год № 12 ,,Ос вящение придела Рождество Богородицкой церкви. 12) Астраханские епархиальные ведомости 1913 год стр. 584 - 591 Н.Дмитриевский ,,Замечательные памятники древнецерковного зодчества в Астраханской епархии,, 13) Государственный Архив Астраханской области Ф. 3365, оп. 1, д.4

Иеромонах Иосиф(Марьян)