ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ - СТРОИТЕЛЬ, ИГУМЕН АСТРАХАНСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Русская земля издревле считается уделом Божией Матери. Сильно возлюбила Пречистая Богородица русскую землю со дня ее крещения, а может быть и ранее, когда увидел новгородец Христа ради юродивый Андрей, Божию Матерь во Влахернском храме на воздусе, покрывающую землю своим омофором, - и взяла ее под свой покров.
Астраханская земля - один из уделов России. В гербе русских царей красовался и астраханский герб, и именовались они царями Астраханскими. Третьим по достоинству, после Москвы и Казани, считался Астраханский стол. И Астрахань также особо была под покровом Пречистой Богородицы.
Когда встал вопрос о покорении Астрахани под русский скипетр, царь Иоанн Васильевич Грозный, посылая свои
войска, вспомнил: "Когда Святой Владимир делил свои волости детям, то эту Астрахань,
называвшуюся тогда Тмутараканем, отдал сыну своему Мстиславу. Здесь был построен храм
Пречистыя, здесь правили многие государи христианские, потомки святого Владимира, сродники
царя Иоанна Васильевича, а потом, вследствие междоусобных браней русских государей, перешла
Астрахань в руки царей нечестивых ордынских". Не будем судить о верности сопоставления древней
Тмутаракани и Астрахани - во времена царя Иоанна
Грозного это мнение разделяли все книжные люди России, в том числе и святой митрополит Макарий
Московский. Но тот факт, что Астрахань и Астраханская земля препоручались покровительству
Пречистой Богородицы, не вызывает никакого сомнения.
Это видно также и из того, что, посылая игумена Кирилла на просвещение Астрахани, царь Иоанн
Васильевич вручил ему из своих царских чертогов икону Владимирской Божией Матери, точную копию
с чудотворного образа, хранившегося в Успенском кафедральном соборе Москвы. Эта икона и стала
благословением для вновь просвещенной Астраханской земли.
Одним из первых храмов города Астрахани был храм в честь Рождества Богородицы, по особому благословению царя и митрополита преемник храма Пречистыя Богородицы в Тмутаракани. Под эт
им несомненным покровом Божией Матери процвел удивительный цветник угодников Божиих. Имена многих из них нам мало известны, а житие совсем покрыто мраком. Но это не значит, что они и дальше должны оставаться в забвении. Их дивные дела должны стать для нас тем светильником, что "стоит на горе светя", являясь для нас маяком в нашем тяжелом плавании по бурному морю житейскому. Еще до покорения Астраханского ханства Россией эта земля не была обделена светом Христовым. Здесь, в древнем Хазарском царстве, проповедовали святые Кирилл и Мефодий, просветители славян. Во времена татарского владычества здесь, в обеих столицах Золотой Орды, а также на необозримых просторах астраханских степей, претерпели мучения многие русские князья и бесчисленное множество русского народа, чьи имена "Бог веси". Но все же наибольшее число подвижников благочестия появилось здесь после присоединения Астрахани к православному Русскому царству.
ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ - СТРОИТЕЛЬ, ИГУМЕН АСТРАХАНСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. Прошли многие десятилетия и даже столетия, пока глубоко запавшие в Астраханскую землю семена
апостольской проповеди и кровь мучеников и исповедников времен татарского владычества были
залиты благодатным дождем. Царство Астраханское было покорено под скипетр православной Московской державы. То, о чем мечтали еще древние киевские князья Святослав и святой Владимир, сбылось: низовье Волги стало частью Русской земли. Православная Русь переживала тогда расцвет, и расцвет более духовный, чем политический. Сотни, если не тысячи духовных обителей - монастырей украшали землю Русскую. А монастырь - это тот самый светильник, стоящий на верху горы, о котором говорил Спаситель. На свет его стекались тысячи и тысячи ищущих спасения своей души. Укрепляясь здесь, в тихом пристанище, обретая духовные силы, они становились способными и сами быть светильниками, даже обитая в глубине монашеской келии, творя дела духовные в тайне от людских глаз. Господь делал так, что дела их тайные становились явными, и прославлял своих угодников. К ним стекались со всех окраин земли Русской за помощью, за советом духовным, с просьбой помолиться о благополучии их близких. А иных Господь сам изводил из тиши монастырской кели
и и отправлял на проповедь. Иных к своим, а иных к чужим народам, не знающим истинного Бога. Одним из таких угодников Божиих был и игумен Кирилл. До последнего времени нам ничего не было известно о его жизни до появления в Астрахани. Когда и где он родился? Кто были его родители? Каково было его мирское имя? В каком монастыре он подвизался до своего приезда в Астрахань? Об этом не было никаких сведений. Но сейчас, благодаря исследованиям, проведенным некоторыми духовными трудниками, становится известно, откуда и какими путями привел Господь преподобного Кирилла в Астраханскую землю для ее просвещения. А главное, становится известно имя того, чьим благочестивым трудам и молитвам обязан игумен Кирилл своим духовным становлением.
В непроходимых северных дебрях, среди чащи леса, окруженного болотами, у Михайлова озера, из которого вытекает река Сия, около 1520 года от Рождества Христова основал свой монастырь преподобный Антоний, названный Сийским. Одним из учеников преподобного Ант
ония был будущий игумен Кирилл.Возникает необходимость рассказать о житии преподобного Антония Сийского, в котором есть некоторое сходство с житием преподобного Кирилла - строителя, игумена Астраханского. Здесь нельзя не усмотреть особого промысла Божьего, говорящего о их духовной преемственности. Более того, не познакомившись с житием преподобного Антония, мы не будем знать в какой духовной среде воспитывался будущий просветитель Астраханского края.Глава 1
Преподобный Антоний Сийский и основанный им монастырь.
Родители преподобного Антония были вышедшие из Новгорода зажиточные поселяне деревни Кехты Двинской волости - Никифор и Агафья. Они были люди благочестивые и горячо молили Бога, чтобы Он даровал им сына. Молитвы были услышаны, и в 1478 году у них родился сын - первенец, названный Андреем. Изучив грамоту, Андрей с ранних лет увлекся чтением. Священное писание и творения святых отцов и учителей церкви, какие возможно было ему достать, стали его постоянным духовным утешением. И позже, в
монастыре, им основанном, духовное чтение ставилось на одно из первых мест. Вся братия монастыря отличалась начитанностью и образованностью, что сугубо отличало ее от иноков многих других обителей, не говоря уже о преподобном Антонии, которого за духовную мудрость и образованность ценил сам государь Российский Иоанн Васильевич.
Когда Андрею было 25 лет, родители его с миром отошли ко Господу. Андрей переселился в Новгород, поступил на службу к одному боярину, женился, но через год овдовел, в чем усмотрел волю Божию, направляющую его на монашеское поприще. Андрей направился в обитель преподобного Пахомия, что близ озера Кено. Преподобный Пахомий, предвидя в нем будущего подвижника, облек его в иноческие одежды и нарек ему имя Антоний, в честь преподобного Антония Великого. Это произошло в 1508 году, когда преподобному Антонию было 30 лет.
Преподобный Пахомий взял новоявленного инока в свою келью под свое непосредственное руководство. И как позже преподобный Антоний Сийский окор
млял своего ученика Кирилла, будущего подвижника астраханского, так и сам он окормлялся у преподобного Пахомия, ученика пустынных старцев, получивших духовное благословение на монашеский подвиг у самого учителя русского монашества преподобного Сергия Радонежского.
Новый инок прежде всех являлся в храм Божий, постоянно хранил в своем сердце память о Страшном Суде и о будущем нелицеприятном воздаянии. Отличаясь крепким здоровьем, он охотно исполнял самые тяжелые работы: занимался земледелием, трудился на поварне, усердно работая на братию. Сильно он боролся с наваждениями злых духов и всегда побеждал их. Спал он крайне мало. Соблюдал строгий пост, вкушая пищу через день, и то помалу. За такую подвижническую жизнь братия относилась к нему с любовью и уважением. Удостоенный священнического сана, он один совершал служение в храме и вместе с другими ходил на работу.
Но любя уединение, преподобный Антоний упросил преподобного Пахомия отпустить его искать новое место для духовных по
двигов. Вместе с двумя иноками Кенской обители Александром и Иоакимом он добрался до речки Шелексны. Здесь, где Шелексна впадает в речку Елицу, у порога, называемого Темная Стремнина, подвижники построили небольшой деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца и кельи. Здесь к трем подвижникам присоединились еще четверо иноков: Исайя, Елисей, Александр и Иона. Прожив семь лет на этом месте, подвижники, по злобе врага рода человеческого, внушившего жителям соседней деревни Скороботовой мысль, что земля эта будет взята у них преподобным, были изгнаны. Пространствовав по лесам и болотам, преподобный Антоний с братией наконец нашел место, удобное для иноческих подвигов. Это было уже указанное нами место, где основан был Сийский монастырь.
Глава 2
Преподобный Кирилл в монастыре преподобного Антония
С основанием преподобным Антонием Сийского монастыря к нему в обитель стало стекаться множество желающих подвизаться в подвиге истинного монашеского делания. Среди них мы вид
им будущего угодника Астраханского - преподобного Кирилла-строителя. Вначале инокам приходилось переносить много лишений. Место было совершенно дикое - тундра, лес. Озера и чащи непролазные. Оленей, лисиц, медведей и волков множество, и только звероловы по временам заходили сюда , гоняясь за зверем. Но еще не обитал здесь человек. Сам преподобный Антоний вместе с другими иноками вырубал лес и копал землю. Этим сподвижники добывали себе скудное пропитание. Питались и "саморастущими былиями", т.е. ягодами, корнями трав и грибами. Часто им не хватало хлеба, масла и соли. Приходилось терпеть голод. Но по милости Божьей слух о подвигах преподобного Антония и братии его стал быстро распространяться по окрестностям, и многие стали приходить к ним и доставлять средства к жизни. Преподобный Антоний посылает в Москву к великому князю Василию Иоанновичу избранных иноков из своей братии за разрешением на учреждение обители сей. После того, как было дано разрешение великого князя, в обители была построена соборна
я церковь в честь Кроме преподобного Сергия Радонежского большой любовью преподобного Антония Сийского пользовался преподобный Кирилл Белозерский. Сийский игумен смотрел на заветы преподобного Кирилла Белозерского как на образец для подражания. Даже духовная грамота преподобного Антония списана с духовной грамоты Белозерского подвижника с небольшими добавлениями и наставлениями. Этот факт является несомненным указанием на духовную связь Сийского монастыря с преподобным Кириллом Белозерским. Преподобный Антоний, во всем следовавший Кириллу Белозерскому, был также последователем школы "трезвения" (особого монашеского делания). Это подчеркивается в житии Сийского угодника, где упоминается об умном делании, которому "крепце прилежаше" святой. Из любви к преподобному Кириллу Белозерскому преподобный Антоний назвал его именем одного из своих учеников - будущего игумена Кирилла Астраханского.
Глава 3
Уход преподобного Антония с преподобным Кириллом в пустыню.
Тем временем братия монастыря умножилась. Всех
иноков в обители собралось более 70 человек. По настойчивым просьбам братий преподобный Антоний принял на себя игуменство. Но душою он стремился к безмолвию и тяготился принятыми на себя обязанностями по управлению монастырем. Через несколько лет он оставил игуменство и вместе с одним простым иноком удалился от обители в уединенное место. Инок сей и был Кириллом - будущим угодником Астраханским.
Сначала они поселились на острове Дубницкого озера в трех поприщах от обители вверх по течению реки Сии. Остров был очень красив и удобен к пустынножительству. Обошел его преподобный Антоний, осмотрел весь и очень возлюбил. Остров окружали озера, по берегам которых росли непроходимые леса, расстилались болота, заросшие мхами. Старец Антоний с Кириллом поселились здесь, поставив малую хижину и часовню во имя святителя и чудотворца Николая.
В будущем преподобный Кирилл, уже придя в землю Астраханскую и помня о месте своего прежнего уединения с блаженным старцем своим, отыскал и здесь уголок п
устыни. Близ монастырского учуга ( рыбного промысла ) Чурка он нашел безлюдный дикий остров, где предавался молитвенному деланию. Здесь им также была воздвигнута часовня в честь святителя Николая Чудотворца, как и на Дубницком острове.
В описываемые времена здесь же, на Дубницком острове, Кирилл вместе с преподобным Антонием еще ревностней, чем прежде, подвизались в безмолвии, непрестанной молитве и трудах: они вместе рубили лес, очищали место для посева, копали землю своими руками, сеяли хлеб и питались от трудов своих. Оставшийся хлеб Кирилл относил в монастырь. Преподобный Антоний предавался чрезмерным подвигам: ночью по вечернем правиле до самой утрени молол муку, а в летние ночи обнажался до пояса и отдавал свое тело на съедение комарам. Ревностный ученик его во всем старался следовать своему духовному отцу - и в молитвеи в трудах, и в подвигах. Через некоторое время преподобный Антоний вместе со своим учеником отошел в другое уединенное место, за пять поприщ от прежнего, на озеро Падун. Поставив там себе келию, они снова предались молитвенным подвигам. Это место было окружено горами, на горах рос такой высокий лес, что снизу казалось, он достигал до небес. Келия подвижников приютилась у подножия этих гор
и кругом ее росли двенадцать белых берез. Печальна была эта вторая пустыня, но она особенно располагала к богомыслию и молитве. Подвижники сколотили из бревен плот и с него удили рыбу на озере для пропитания. Во время ловли рыбы Антоний обнажал голову и плечи на съеденье комарам и оводам. Насекомые слетались роем и покрывали его тело. Кровь струилась по шее и плечам, но он стоял неподвижно. Кирилл, укрепляясь по молитвам своего учителя, старался подражать ему в подвигах. Два года они прожили в обеих пустынях. Братия слезно упросила преподобного Антония вернуться в монастырь и воспринять игуменство. Антоний, не желая оставлять своих чад сиротами, внял их просьбе и вернулся к управлению обителью.
Глава 4
Кончина преподобного Антония .
Много духовной пользы принес преподобный Антоний инокам своей обители, которые пользовались его наставлениями, подражали ему в трудах и подвигах, укрепляясь духом. Многие из них отличались святостью своей жизни. Но наступила скорбная минута, которой они бо
ялись больше всего. Господь призвал их духовного отца в вечные Свои обители. Не желая покинуть своих чад безутешными, он оставил им свое духовное завещание: "Вручаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой Матери Его и преподобному Сергию - великому чудотворцу. Назначаю вам по вашей просьбе строителя - старца Кирилла. Пусть с ним священники соборно решают монастырские дела в трапезе при всей братии". Своему преемнику Кириллу преподобный Антоний внушал быть смиренным и кротким с братией: " Не яр буди к меньшему себе, но с кротостью наказуй согрешающая, блюдый себе, еда и ты в некоем прегрешении искушен будешь".
Будущий игумен Кирилл, несомненно, был любим братией Сийского монастыря, если она посчитала его достойным преемником преподобного Антония. К тому времени он был уже опытным старцем, прошедшим под духовным руководством своего наставника большой монашеский искус. Он положил много трудов для устроения Сийской обители, поэтому он заслуженно получил звание монастырского строителя. Посл
е блаженной кончины преподобного Антония, последовавшей 7 декабря 1556 года, Кирилл вошел в управление монастырем, которым руководил долгое время. Но каким образом преподобный Кирилл из северных глухих дебрей был выведен на южную окраину Русского государства - в пустынную Астраханскую землю? Каким образом о нем могли услышать в Москве, чтобы призвать на новое и трудное поприще? Мы считаем, что новый игумен Сийского монастыря был хорошо известен царю Иоанну Васильевичу Грозному, правившему тогда русским государством. Царь Иоанн Васильевич глубоко почитал преподобного Антония Сийского, который часто приходил к нему в Москву, наставлял его своими поучениями вплоть до своей кончины. Преподобный очень любил царя и его благочестивую супругу, кроткую царицу Анастасию. Об этом упоминает царевич Иоанн Иоаннович, также почитавший преподобного, и даже написавший его житие и канон ему. Бывали в Москве и ученики преподобного Антония. Еще при великом князе Василии Ивановиче преподобный Антоний посылал своих учени
ков Александра и Исаю за разрешением на постройку новой Сийской обители. Преподобный Кирилл мог бывать в Москве вместе с преподобным Антонием, когда тот ездил к царю Иоанну Васильевичу.
Полюбив всем сердцем старца Антония, благочестивый и набожный царь Иоанн Васильевич не мог не полюбить и его обитель, и учеников его. Многие из них отличались по тем временам большой образованностью, не показным благочестием и рвением к утверждению православной веры, что было особенно важно в лесных дебрях и тундрах севера, населенных еще по преимуществу язычниками и инородцами. И когда у царя Иоанна Васильевича возникла необходимость послать мудрого и духовно укрепленного монаха в только что завоеванное Астраханское царство, он долго не размышлял. Мудрый строитель, приложивший немало труда для устроения Троице-Сийской обители, воспитанник самого преподобного Антония, любимый всей братией обители, "муж почтенный, начитанный, умный, сильный волей и твердый духом" - таков был игумен Кирилл.
Для понимания всей значимости трудов, понесенных преподобным Кириллом в Астрахани, нам необходимо знать о той духовно-нравственной атмосфере, царившей здесь до его приезда.
Глава 5
Покорение астраханского царства под скипетр московской державы и основание новаого града Астрахани
Вскоре после покорения Казанского царства, одного из страшных хищников, долгие годы разорявшего и грабившего Русь, тысячами уводившего в басурманский плен несчастных христиан, взоры Русского государства были обращены на Астраханское ханство. Находившееся на пересечении торговых путей, бывшее яблоком раздора для враждовавших между собою крымцев, черкесов и ногаев, это ханство, разоряемое всеми, не имевшее собственных средств для обороны от врагов, обратилось за помощью и покровительством к Московскому царству. В 1551 году Астраханский хан Ямгурчей отправляет послов к царю Иоанну Васильевичу "моля и кланяясь, чтобы Белый царь его пожаловал и велел ему и всем его подданным служить Москве". Но хан Ямгурчей не сдерж
ал своей клятвы и стал строить козни против Москвы. Царь Иоанн Васильевич выслал большую рать во главе с князем Вяземским, чтобы наказать изменника и посадить на Астраханский престол вассального России хана Дервиш-Али. Но и Дервиш-Али оказался неверным России и замыслил отложиться от нее. В 1556 году Астраханское царство было окончательно присоединено к Российской Державе. Но и после присоединения земля эта еще долго не слышала проповеди истинного христианства. Какие обстоятельства помешали сразу же после покорения царства выслать сюда христианскую миссию? К сожалению, мы затрудняемся точно сказать. Возможно, начавшаяся в 1557 году Ливонская война отвлекла от Астрахани взоры царя Иоанна Васильевича и митрополита Макария. Но это, нам кажется, не самая главная причина. Мы видим, с каким упорством и напряжением работала в это же самое время христианская миссия в только что покоренной Казани, с какой быстротой возводились в ней православные храмы, каким массовым было обращение казанских татар в православие
завоеванное Астраханское царство, он долго не размышлял. Мудрый строитель, приложивший немало труда для устроения Троице-Сийской обители, воспитанник самого преподобного Антония, любимый всей братией обители, "муж почтенный, начитанный, умный, сильный волей и твердый духом" - таков был игумен Кирилл.
Для понимания всей значимости трудов, понесенных преподобным Кириллом в Астрахани, нам необходимо знать о той духовно-нравственной атмосфере, царившей здесь до его приезда.
Глава 5
Покорение астраханского царства под скипетр московской державы и основание новаого града Астрахани
Вскоре после покорения Казанского царства, одного из страшных хищников, долгие годы разорявшего и грабившего Русь, тысячами уводившего в басурманский плен несчастных христиан, взоры Русского государства были обращены на Астраханское ханство. Находившееся на пересечении торговых путей, бывшее яблоком раздора для враждовавших между собою крымцев, черкесов и ногаев, это ханство, разоряемое всеми, не и
мевшее собственных средств для обороны от врагов, обратилось за помощью и покровительством к Московскому царству. В 1551 году Астраханский хан Ямгурчей отправляет послов к царю Иоанну Васильевичу "моля и кланяясь, чтобы Белый царь его пожаловал и велел ему и всем его подданным служить Москве". Но хан Ямгурчей не сдержал своей клятвы и стал строить козни против Москвы. Царь Иоанн Васильевич выслал большую рать во главе с князем Вяземским, чтобы наказать изменника и посадить на Астраханский престол вассального России хана Дервиш-Али. Но и Дервиш-Али оказался неверным России и замыслил отложиться от нее. В 1556 году Астраханское царство было окончательно присоединено к Российской Державе. Но и после присоединения земля эта еще долго не слышала проповеди истинного христианства. Какие обстоятельства помешали сразу же после покорения царства выслать сюда христианскую миссию? К сожалению, мы затрудняемся точно сказать. Возможно, начавшаяся в 1557 году Ливонская война отвлекла от Астрахани взоры царя Иоанна Вас
ильевича и митрополита Макария. Но это, нам кажется, не самая главная причина. Мы видим, с каким упорством и напряжением работала в это же самое время христианская миссия в только что покоренной Казани, с какой быстротой возводились в ней православные храмы, каким массовым было обращение казанских татар в православие. Тут прибавляется другая причина - большая отдаленность Астрахани от Москвы, невозможность держать здесь большое войско и, наконец, постоянная угроза от крымского хана, за спиной которого стоял ярый враг православной Руси - турецкий султан. Все это заставляло царя Иоанна Васильевича вести гибкую политику для сохранения Астрахани за Москвой. Она заключалась в том, что местные жители освобождались от дани на три года, и им даровалась полная свобода в общественной и религиозной жизни. В письме верному союзнику России ногайскому князю Измаилу на его просьбу об изгнании из Астрахани враждебных ему князей царь Иоанн Васильевич пишет: "Князей скоро вывести нам нельзя, потому, как взяли мы Астр
ахань, то Астраханским князьям свое жалованное слово говорили, чтобы они от нас разводу (изгнания) и убийства не боялись, так, чтобы в других землях не стали говорить: вера вере не друг, и для того христианский государь мусульман изводит. А у нас в христианских книгах писано - не велено силой приводить к нашей вере. Бог судит в будущем веке, кто верует право или не право, а людям судить того не дано". Опасения, что турецкий султан не потерпит построения в низовьях Волги христианского храма, были небезосновательны. Осведомители из Крыма не раз уже писали об этом в Москву, сообщая о воинственных настроениях в Крыму, где ждали лишь повода для нападения на Астрахань. В таких условиях было необходимо укрепиться в Астрахани, обезопасить себя от неминуемого нападения, которое легко могло быть поддержано и восстанием местных татар. В 1557 году Астраханский воевода Черемисинов, хорошо сознавая опасность своего положения и не надеясь на помощь из Москвы, стал искать защиту в природных укреплениях. Внимание его
остановилось на левом берегу Волги, который был защищен естественными преградами несравненно более, чем правый, где находилась старая Астрахань. При первых известиях о воинственных замыслах крымского хана воевода переселил татар с правого берега на другую сторону Волги и разъединил их по буграм и островам. Для себя он избрал особый бугор, со всех сторон огражденный природой: к востоку от него тянулись непроходимые болота с тинами и солончаками, с севера и запада его защищала Волга с протоками и большими ильменями, а с юга - глубокое соленое озеро. Таким образом, построенный в течение весны, лета и осени 1557 года город мог считаться совершенно неприступным для татар, не имевшим тогда достаточного количества лодок. Зимою, хотя к нему и открывался свободный путь по льду, неудобство зимних походов и непривычка к ним татар делала этот бугор одинаково защищенным и зимой, и летом. Более выгодного и безопасного места для города трудно было найти. На этом бугре за непродолжительное время были возведены
необходимые постройки,
огражденные деревянным частоколом. Это было зародышем будущего кремля. Наступившее зимнее время позволило переправить все имевшиеся в распоряжении воеводы боевые орудия и окончательно утвердиться на новом месте в самом начале 1558 года.
19 мая 1558 года из Нижнего Новгорода выехал начальник - новый воевода, назначенный царем управлять Астраханью. Он ехал с 500-ми большими судами, солдатами, провиантом, амуницией , товарами и вез припасы и дерево для постройки кремля. Имя этому начальнику было Иван Григорьевич Выродков. Это был известный по тем временам строитель оборонных и крепостных сооружений. Назначение его воеводой в Астрахань было, мы полагаем, далеко не случайно. В этом виден тонкий дипломатический и стратегический ход мудрого царя Иоанна Васильевича. Как тут не вспомнить события, предшествовавшие взятию Казани.
В 1556 году в устье реки Свияги, на самых подступах к Казани, по приказу царя в течение нескольких месяцев дьяком Иваном Выро
дковым был построен город Свияжск. Именно устройство этого городка в самой сердцевине ненавистного Казанского царства стало преддверием падения его столицы - Казани. И снова государь, полагаясь на опыт и мастерство Выродкова, поручил ему выстроить в кратчайшие сроки мощную неприступную крепость на выбранном уже бывшим воеводой Черемисиновым месте. С духовной точки зрения здесь мы сталкиваемся с событием очень важным для Астрахани. Это устройство первых Астраханских храмов.
В истории построения нового града Астрахани особенно важным было то, что царь Иоанн Васильевич и митрополит Макарий видели в этом граде преемницу древней Тмутаракани. Посылая воинскую рать на покорение Астраханского царства, благочестивейший государь вспоминал, что древний предок его - святой равноапостольный князь Владимир - подарил эту волость сыну своему Мстиславу, который заложил в ней каменный храм в честь Пресвятой Богородицы. И, сравнивая Астрахань с древней Тмутораканью, бывшею русскою волостью, царь и ми
трополит почитали и ее находящейся под священным покровом Пресвятой Богородицы. Тем самым царь как бы поручал дьяку Выродкову выполнить обряд посвящения Астраханской земли Пресвятой Богородице, выстроив в новооснованном городе храм в честь ея имени. Этот храм - в честь Пресвятой Богородицы - и почитается всеми как первая церковь Астраханская. Исследователи датируют построение этого храма 1560 годом. Но заслуживает удивления тот факт, что храм был выстроен вне территории кремля-детинца, а на территории будущего Белого города. Чтобы понять это, надо поглубже заглянуть в историю русского градостроительства. При построении города в древней Руси пользовались определенными правилами. Первоначально выбиралось место для храма, который становился главным престольным храмом города, а уж затем вокруг него строились остальные городские сооружения. Место расположения города старались выбрать поближе к водоему (реке или озеру), чтобы можно было совершать к нему крестные ходы на Богоявление (Крещение) Господне.
Это место на реке или озере против храма получало название Иордань. Затем, соотносясь с этими ключевыми точками, город начинал расстраиваться. В первую очередь он расширялся вдоль берега водоема, а затем, по необходимости, и вглубь берега. Духовным стержнем, по которому шло строительство города, становился крест. Сердцевиной его был главный соборный храм - центральная часть города , а северной вершиной креста становилась Иордань. На концах этого креста возводились священные хранители города - монастыри. Все это замечательно отражено в древнем плане города Астрахани.
Воевода Черемисинов, облюбовав место для нового города, согласовал свой выбор с царем и, получив от него благословение, оградил острогом на крайней возвышенной части Заячьего бугра место будущего Астраханского кремля. Новый воевода Выродков, посланный царем для окончательного устройства города, строил его по особо благословленному плану, за основу которого был взят план священного Московского Кремля. Окружность террит
ории Астраханского кремля и Белого города полностью соответствовала пропорции Московского кремля. Но если детинец воеводы Черемисинова был оставлен дьяком Выродковым как основное укрепленное сооружение, которое он и обнес мощными деревянными стенами, то и остальная часть Заячьего бугра была укреплена им деревянным частоколом - острогом. Эта территория стала центром будущего города, в том числе и духовным. В середине острога (будущего Белого города) и возводится храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это место стало духовным сосредоточием города Астрахани, его первым собором. Впоследствии этот храм утерял значение соборного. Но астраханские жители продолжали именовать его старым собором вплоть до разрушения храма в 1930 году. В кремле же к 1560 году, вероятно, уже существовал другой храм, но его построение официально замалчивалось, дабы не осложнить отношений с турецким султаном. Английский путешественник и дипломат Дженкинсон, прибывший в Астрахань с речным караваном дьяка Выродкова, оставил на
м описание Астрахани, какой он увидел ее в июле 1558 года: "На остове внутри города был кремль, обнесенный деревянною и земляною стеною - некрасивою и непрочною ..." " Были помещения главных начальников и дворян - значительнее и обширнее против других строений и домов горожан, очень низких и простых..." " Ни церквей, ни каких молитвенных домов в нем еще не было, не говоря уже о духовенстве православном".
Конечно, Дженкинсон был не прав - храм в Астрахани был. Прибывший из Европы английский посланник вряд ли мог додуматься о существовании походных церквей в России, тем более, что такие храмы устраивались лишь на время военных походов. Астрахань же при воеводе Черемисинове, да и при дьяке Выродкове, представляла сплошной военный лагерь. Население города состояло по преимуществу из стрельцов. Перед походом на изменника - хана Дервиш-Али - царь Иоанн Васильевич вручил воеводе Черемисинову образ святителя Николая Чудотворца, именуемого Можайским. Образ этот как походный прибыл c победонос
ным войском в Астрахань. Когда был устроен новый город, этот образ был поставлен в походной церкви в центре Кремля. Позже на месте этой походной церкви вскоре по прибытии в Астрахань в 1558 году дьяка Выродкова им был выстроен деревянный храм в честь Николая Чудотворца. Именно поэтому, посылая игумена Кирилла в Астрахань, царь Иоанн Васильевич благословил его построить в Кремле "Николы Чудотворца монастырь общий".
Но устроение храмов - это еще не устроение мира духовного в душах паствы, населявшей Астрахань. А она очень нуждалась в духовном наставнике. Тот же Дженкинсон писал в своих записках: "Русские жители (города Астрахани), преимущественно стрельцы и прочий служилый люд, очень сильно нуждались в укреплении в них основ христианской веры. Человеколюбие им было недоступно, а евангельские заповеди любви к ближнему, видимо, для них совсем были непонятны." Выводы эти Дженкинсон делает из виденных им последствий голода и мора среди ногайцев, случившихся в то время в Астраханской земле, к
огда последние "беспомощные, голодные, истомленные толпами приходили в Астрахань и за кусок хлеба отдавали себя русским. Последние же безжалостно их прогоняли". Туземцы умирали массами, "по всему острову лежали кучи умерших не погребенных, точно зверей". Некому было напомнить окружающим о христианской любви к ближним. Не хватало пастыря, имевшего силу заронить в их сердца искру милосердия. Понимали это и Астраханские воеводы. Так, по утверждению Ключаревской летописи, один из них писал царю Иоанну Васильевичу, прося его прислать "человека святого - монаха, чтобы он учил добру и в крещенну веру загонял, как разум достанет". Протоиерей Иоанн Саввинский в своей "Исторической Записке об Астраханской епархии за 300 лет ее существования" приписывает эти слова воеводе Черемисинову (вместо указанного ошибочно в Ключаревской летописи князя Петра Серебряного-Оболенского), писавшему царю Иоанну Васильевичу сразу же после переноса Астрахани на новое место и спрашивая у него на то благословения. Это могло произойт
и не позднее 1558 года. Но ждать пришлось еще 10 лет. Конечно, царь и митрополит не оставляли на эти 10 лет Астраханскую землю без духовного окормления. Летом 1557 года Черкесский (Кабардинский) князь Темрюк и союзные с ним князья обращаются за помощью к русскому царю против враждовавших с ними мусульманских правителей Северного Кавказа - Шамхала и Тюменя. В сентябре 1559 года они уже пишут о своем желании принять крещение. В 1560 году "по челобитью Кабардинских князей и по неправдам Шавкаловым отпустил царь воеводу Ивана Семеновича Черемисинова с товарищи на Шевкал и Тюмень, и с Иваном отпустил попы христианские крестити Кабардинских черкес". Назначение во главе этого похода Астраханского воеводы Черемисинова было не случайным. Астрахань была единственным укрепленным пунктом русского государства на всех необозримых просторах Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Все подданные России народы, обитавшие здесь, несомненно, стремились в Астрахань за помощью и поддержкой. Главной целью миссии Черемисинова
было крещение черкесского народа, и центр ее должен был находиться здесь. К сожалению, мы очень мало знаем об этом духовном предприятии. Мы не знаем о количестве крещеных ими людей и о тех храмах, которые должны были быть ими возведены. Значение этой миссии еще более усилилось после венчания царя Иоанна Васильевича с дочерью черкесского князя Темрюка Марией. Черкесские князья стали близкими родственниками царя. Многие из них поступили на царскую службу. Озлобленный этим турецкий султан приказывает своему вассалу - крымскому хану - обрушиться со всей жестокостью на селения черкесов и отомстить им за их союз с Москвой. В 1561 году новый астраханский воевода, князь Федор Васильевич Сисеев, посылает ратных людей на помощь царскому тестю - князю Темрюку. Близ владений Темрюка на реке Терек был построен острог, названный Терским городком. Из Астрахани на помощь черкесам шли ратные люди и священники, просвещая светом Христовой веры новых подданных Московского царя.
Последующим важным соб
ытием, способствующим устроению церковной жизни на астраханской земле, стало поставление в 1567 году игумена Соловецкого монастыря Филиппа в митрополиты Русской церкви. Управлявший долгое время Соловецким монастырем Филипп, несомненно, знал об игумене Сийской обители, находившейся совсем неподалеку от Соловецких островов. Выбор царя Иоанна Васильевича был и выбором святого митрополита Филиппа. Мудрое единение священной сугубицы - царя и митрополита - принесло много полезных плодов для Руси, в том числе и для Астраханской земли.
Глава 6
Прибытие Игумена Кирилла в Астрахань.
Царь Иоанн Васильевич с благословения митрополита Филиппа посылает игумена Кирилла в Астрахань, поручая ему устроить здесь "Николы Чудотворца монастырь общий (общежительный), забирать монахов и суд весь производить над мирскими людьми". Из царских чертогов игумену Кириллу был вручен царем чтимый образ Владимирской Божьей Матери, бывший точным списком с чудотворной иконы, хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Эта ик
она стала благословением для города Астрахани и для всей Астраханской земли. Астрахань, как царский город и младшая сестра Москвы, которая издревле почиталась как Дом Пресвятой Богородицы, также отдавалась по особому промыслу Божию под благословение Пречистой. Во всех официальных документах она также именовалась как Дом Пресвятой Богородицы.
В 1568 году игумен Кирилл из Казани речным караваном отправился в Астрахань. В Казани им на его собственные средства для монастырского строения были закуплены лес, бревна, доски, лубье и тес, а также всевозможная церковная утварь: иконы, книги, ризы и стихари. Прибытие в Астрахань игумена Кирилла было торжественным. На пристани он был встречен как царский посланец Астраханским воеводой князем Василием Ивановичем Барбашиным, с дьяками и приказными людьми. Крестным ходом, неся впереди образ Владимирской Божьей Матери, они отправились в Кремль. Здесь игумен Кирилл отслужил молебен и водрузил крест, ознаменовав им место для церкви во имя Сретения и
коны Владимирской Божией Матери, которая была построена в том же году. Этот деревянный храм стал Астраханским собором. Здесь же была установлена икона Владимирской Божией Матери, которая была перенесена в новый собор в честь Успения Божией Матери, построенный в конце 16-го века. В тот же день после водружения креста игумен Кирилл освятил место для будущего монастыря во имя Николая Чудотворца. В скором времени им были построены "церковь Николая Чудотворца и трапеза с шушею (шатром) да двенадцать келий и службы всем поделал, построил монастырскую ограду около монастыря".
В 1573 году в посланной Иоанну Васильевичу грамоте игумен Кирилл описывает сооруженные им в монастыре постройки: "Храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажень, да келарскую трех сажень, да поставил 12 келий, да две погребицы с сушилой (cушилка для рыбы), да хлебную, да поварню, и ограду круг (вокруг) монастыря досками оградил сверх (высотою) двух сажень, да сооружаю два храма - храм Пречист
ыя Введения, да храм Николы Чудотворца." В 1574 году монастырь во имя Николая Чудотворца в царских грамотах и грамотах монастыря уже именуется монастырем Живоначальной Троицы. К 1575 году там собралось уже 30 братий и примерно столько же слуг монастырских. Царь Иоанн Васильевич с самого основания монастыря одарил его всяческими льготами и привилегиями. Содержание монастыря было установлено:
денежные руги (жалованье)по 19 рублей в год,
хлебные руги по 51 четверти муки,
да столько же овса.
Сверх этого монастырю определены были рыбные ловли: на реке Бузани, остров Чурка с буграми и протоками от перекопа до Ахтубинского устья , вниз по Синему морю, с ильменями и со всеми угодьями Колкомановский учуг.
Если Государь и питал великое усердие к своему богомолью и глубокое уважение к преподобному игумену Кириллу, то не таким было отношение к нему и основанному им монастырю астраханских воевод. Что цари жаловали,
они старались сокращать, даже вовсе не давать. Вот что пишет игумен Кирилл об их самовольстве в грамоте на имя царя: "А тот Колкомановский учуг у него воевода астраханский и дьяки взяли того же года (1568), а за хлебную ругу и за деньги дали ему учужки ниже города, от Чагана, с верхней протоки, вниз в Хмелевскую протоку, Иванчуг да Бурунтай, что выше Волги одним устьем, Караколь-Танычу, да Бурунтаевский бугор , да Иктубу, и Карасу с морскими угодьями, а оброку с тех учужков шло в казну в год по семь рублев да по четыре алтына..." А собрав в тот монастырь (Троицкий) тридцать братов, опичь (кроме) слуг и всяких монастырских людей, и с ними тем прожить не мог".
Игумен Кирилл слезно бил царю челом и просил возвращения прежде жалованных угодий и денежной и хлебной руги. Но кроме этих обид от воевод, дьяков и других приказных людей чинилось монастырю много других неприятностей. Игумен Кирилл пишет об этом царю: "Воеводы и дьяки астраханские
дают на него и на братию, и на слуг, и на детенышев (послушников) в напрасных поклепах многих приставов (судебных исполнителей), и приставы его игумена, и братию, и слуг от пения , от литургии Божьей волочат, и им от напрасных поклепов и от насильства приставов и от всяких обид астраханских жильцов чинятся убытки великие и пропажи". Бесчинства астраханских властей по отношению к монастырю и самому игумену Кириллу были поистине вопиющими. Расточив последние личные сбережения на устройство монастыря, потеряв пожалованные монастырю угодия, денежное и хлебное содержание, игумен Кирилл не имел никакой возможности содержать братию и слуг монастырских. Лишь милость Божия давала ему духовные силы и окормляла монастырь щедрым людским подаянием. Астраханские власти, обезумевшие от безнаказанности своего воровства, полагаясь на великую дальность Астрахани от Москвы и от царского глаза, всячески тиранили монастырскую братию и слуг и даже самого игумена Кирилла. Они придумывали всевозможные изветы на них с целью в
ыжать из них как можно больше денег. Видимо, лукавый демон вселил в их сердца безумную мысль о якобы огромных богатствах, хранившихся у игумена Кирилла. Невозможно человеческим разумом представить, что монастырь, не имея ничего, полностью ими обобранный строился и укреплялся не по дням, а по часам. Игумен готов был терпеть, когда поносили его, когда волочили на неправый суд его братию и слуг, но когда бесчинники врывались в храм и "волочили от пения, от литургии Божьей", т.е. когда они покушались на самую святую службу Божию - он стерпеть не мог. Он опять пишет царю о бесчинствах астраханских властей, и царь великомилостивый, по великой любви своей к Божьему строению, выполнил его прошения. По обидам астраханских воевод, дьяков и приказных людей, чинимых в судах лично игумену Кириллу и его братии, царь повелел: "Кто у него, игумена, в том монастыре будет жить: братия, послушники и слуги монастырские - их воевода наш астраханский, и дьяки, и другие приказные люди не имеют права ни в чем судить, кроме душ
егубства (убийства) и разбоя , и татьбы (грабежа) c поличным; а ведать тех монастырских слуг и всяких монастырских людей и судить во всем - игумену Кириллу с братией или кому они прикажут; а случится суд сместной (смешанный, т.е. мирской и духовный одновременно), где наших астраханских приказных людей (находящихся на государственной службе), кроме большого астраханского воеводы и тех монастырских слуг и всяких людей, наши астраханские приказные люди судят и с ними же судит игумен Кирилл с братией или кому они прикажут свое место: прав будет или виноват монастырский человек - он в правде и в вине игумену Кириллу c братией или кому они прикажут свое место, а прав будет или виноват астраханский жилец - он в правде или в вине астраханскому голове. А кому из астраханских жильцов случится искать какой-
либо вины на самом игумене Кирилле с братией или на монастырских людях - его сужу Аз (Я), Царь и Великий Князь, или окольничий и воевода наш астраханский Далмат Федорович Карпов, или кто по нем другой воевода наш большой в Астрахани будет; а дает он (большой воевода) наших приставов в тех делах и судит их (монастырских людей ) два раза в году - зимой на Рождество Христово, а летом на Петров день и Павлов; а кроме тех сроков приставов на них не давать и не судить ни в чем; а кто на них в каких-либо делах помимо тех сроков будет посылать приставов - Аз им Царь и Великий Князь в тех делах тем приставам на поруку даваться и на суд ходить не велел."
В этой же грамоте вместо хлебной и денежной руги по прошению игумена Кирилла царь повелел пожаловать его игумена с братией для монастырского годового обихода "что прежде сего жаловано было к тому же монастырю", то есть ранее перечисленные угодья, а кроме того "учужки, которые были за прежними владельцами - татарами, за Сей Намарком Амамековым да за
Янкурою Кажбаевым со всеми угодьями; да на Волге, за городом, разрешил ловить тремя связками (сетями) плавной ловли (c cудов) по речкам Болдам всякую частиковую рыбу да белорыбицу для всевозможных временных нужд; для монастырского же построения и годового обихода пожаловать им в Астрахани место, где поставить лавку, да в той лавке продавать беспошлинно монастырский обиход (товары); да для монастырского и годового обихода повелел держать им судно белозерку или дощатик, в длину от кормы до носа 30 сажень, а в том судне соль и рыбу провозить из Астрахани вверх Волгою до Ярославля и Окою рекою до Калуги, а выезжей пошлины и тамги (таможенной пошлины) и других некоторых пошлин в Астрахани и по другим городам, за Волгою и Окою, проезжих пошлин с того судна и с монастырских людей взымать не велеть, и, продав им свои товары в городах по Волге и Оке, купить и отвозить в Астрахань беспошлинно же, и чтобы пошлинники с того, с товара и всякой судовой снасти пошлины также не взимали". Дана была эта грамота в Москве в 708
1 (1574 г.) в пятый день.
Монастырская скудость вынуждала просить игумена Кирилла новых льгот для своего монастыря, хотя эти льготы и не были столь значительными, как нам может показаться. Отсутствие денежного и хлебного жалованья, ранее обещанного монастырю, вынуждало монастырскую братию заниматься хозяйственной деятельностью. Монахам пришлось осваивать рыбный промысел, единственное доходное дело в астраханских пределах. Рыбы в низовьях Волги было очень много, но вся она, кроме красной, не имела никакой цены. Добыча же красной рыбы требовала построения учужков (деревянных забоек), перекрывавших протоки, по
которым красная рыба шла на нерест. Но эти дарованные монастырю учужки были объектом постоянных посягательств со стороны астраханских начальных людей. Монастырю за всю историю своего существования приходилось постоянно отстаивать свои права на них. Желание вырваться из монастырской скудости побуждало игумена Кирилла с братией заняться и торговлей. Выпрошено было место под лавку в городе, а также право на приобретение судна для беспошлинной торговли в верховных Волжских городах. Но малочисленность братии монастырской не позволила осуществиться всем этим начинаниям. От лавки и судна монастырю со временем пришлось отказаться. Все это показывает, как тяжело было игумену Кириллу, несмотря на все царские милости, поднимать и устраивать монастырь. К тому же астраханские приказные люди, несмотря на царскую грамоту от 5-го марта 1574 года, продолжали чинить монастырю всевозможные неприятности. Это вынудило игумена Кирилла через год снова просить государя о смягчении судебных тягот. Царь Иоанн Васильевич мило
стиво ответил и на это его прошение. В новой своей грамоте он повелел, чтобы "приставов давать лишь в один срок в году - на Рождество Христово".
Глава 7.
Спасение Астрахани от турецкого нашествия по молитвам преподобного Кирилла.
Несмотря на все искушения, чинимые от мирских властей и подстрекаемых ими астраханских жильцов, духовный авторитет Троицкого монастыря и самого игумена Кирилла рос и укреплялся. Несомненно, способствовало этому и одно важное событие, происшедшее вскоре после прибытия в Астрахань преподобного Кирилла в 1568 году. Весть о его приезде и о построении им монастыря и многих храмов в скором времени дошла до самаго лютого ненавистника христиан - турецкого султана Селима. Он, невыразимо возмущенный этим, считая Астраханское царство своей вотчиной, приказал своему наместнику в Кафе (ныне это Феодосия в Крыму) Касиму изгнать русских из Астрахани. Весной 1569 года в Кафу пришло семнадцатитысячное турецкое войско. Оно соединилось с крымским ханом Давлет-Гиреем, ведшим пятьдесят
тысяч своих татар, и выступило походом на Астрахань. Казалось, участь Астрахани была заранее предрешена. Для покорения этого незначительного города была выслана отборная турецкая рать, состоявшая из султанской гвардии - янычар. Это войско плыло на пятисот каторгах (галерах), на которые были погружены и страшные осадные орудия.
В Московском государстве не ожидали этого нападения османов. Когда турецкий флот вошел в устье Дона и направился вверх по течению, минуя земли донского казачества, у русских была вернейшая возможность расправиться с врагами. Имевшиеся на берегах Дона природные укрепления, пригодные для засад, и мели, тормозившие движение судов, могли сыграть с турками злую шутку. Даже немногочисленный отряд не более двух тысяч человек, затаившись в таком укреплении, мог неожиданно напасть на турок и полностью уничтожить их армаду. Захватчики сами это прекрасно понимали и с тревогой смотрели по сторонам. Но ни казаки, ни русские ратники не встретились на их пути. Берега Дона были
пустынны. Но удачное начало похода для турок не стало залогом удачного продолжения. Достигнув излучины Дона у Переволоки, турки попытались было переправить суда в Волгу. Они поставили их на колеса, но колеса не выдержали их тяжести. Безумной была и затея паши Касима прорыть канал из Дона в Волгу, уже вскоре отброшенная. Недовольная всеми этими неудачами, взбунтовалась и повернула назад отборная султанская конница. Лишь прибытие в лагерь турок астраханских татар - перебежчиков остановило их намерение прекратить поход. Ободренный известием, что в Астрахани очень маленький гарнизон и надеясь на поддержку местных татар, паша Касим отослал суда обратно и посуху отправился в низовье Волги. Второго сентября турецкая рать подошла к городу, разбив стан на Шареном бугре (бывшая старая Астрахань). Но из-за того, что осадные орудия были отправлены назад вместе с судами, штурмовать город не было никакой возможности. Паша Касим начал осаду города, решив взять измором его жителей.
Очень тяжелым было положе
ние защитников города. Они не ведали, когда можно ждать помощи из Москвы. Им приходилось полагаться только на свои силы и готовиться к тяжелой и продолжительной осаде. Мудрое и ласковое слово игумена Кирилла тут было как нельзя кстати. Трудно сказать, выстояли бы защитники города без его поддержки. Не очень полагались Астраханские воеводы и стрельцы на дружелюбие кочевавших близ города ногаев и особенно татар, живших в городе, из числа которых и были перебежчики к паше Касиму. Защитники очень боялись от них измены. Вот тут-то и стал игумен Кирилл той связующей нитью, объединившей жителей города, независимо от того, кто они были - христиане или мусульмане. С самого своего приезда в Астрахань он с одинаковой душевной щедростью привечал и тех, и других, на примере показывая действенную силу учения Христова о доброте, любви и милосердии. Побежденные его духовным обаянием, мусульмане прониклись к нему искренним доверием и полюбили его, как будто он был человеком их веры. Столь сильно вошли дела его в их памят
ь, что еще в прошлом столетии ходили среди них предания о святом старце Кара Дауде - так называли они игумена Кирилла, сравнивая его с почитаемым мусульманами библейским царем и пророком Давидом (Даудом), а черным (Кара ) они называли его из-за монашеского одеяния. С этих пор и иссякла вражда между жившими в Астрахани русскими и татарами, и стали жить они в мире и согласии. И до сего времени, благодаря молитвам преподобного Кирилла мир и согласие не покидали астраханскую землю.
Много сделал игумен Кирилл для отведения грозы турецкой от стен астраханских. Видя смятение и страх в рядах защитников Астрахани, игумен Кирилл, затворившись в келии, долго молился перед чудотворной иконой Владимирской, взывая к Владычице Мира о спасении города, находящегося под ее покровом. Спустя неделю строгого поста и непрестанной молитвы Богородица вразумила игумена, как спасти город. Кирилл позвал к себе своего служку, доверенного монаха, и сокровенно поведал ему о своем желании послать в стан турок верно
го человека, чтобы распустить среди них слух о приближении большого царского войска. Монах сразу вызвался пойти на такое дело и, благословленный игуменом, отправился помолиться в своей келье, чтобы утром, исповедовавшись и причастившись Святых Таин, быть готовым к столь важному и опасному делу. Вывести служку из города согласился келарь Никольской церкви Арсений. Утром, как только они выбрались за стены Кремля, так сразу попали в руки татарскому разъезду. Вечером их доставили в турецкий стан, приковав вместе к пушке. К той же самой пушке был прикован и царский посол Семен Мальцев. Он был отправлен с царской грамотой к ногаям, но по дороге был захвачен в плен азовскими татарами. С самого начала похода он был гребцом на одной из турецких каторг (галере). После же оставления судов на Дону он был прикован к пушке и в таком положении провел весь путь к Астрахани. То, что посланный игуменом Кириллом служка и Семен Мальцев оказались прикованными к одной пушке, было проявлением несомненного промысла Божьего,
явленного по молитвам преподобного Кирилла. Семен Мальцев и сам перед этим постоянно смущал турок своими разговорами о большой силе приближающегося русского войска, о неприступности астраханских укреплений и многочисленности астраханского гарнизона. Эти слухи приводили турок в сильное уныние - они и так не очень хотели зимовать здесь, в холодных астраханских степях. И вот ко всему этому в их стане появился монах, заявивший, что "скоро в Астрахань прибудет большое русское войско, под предводительством брата царя, Владимира Андреевича Старицкого, и что с ним плывет на судах тридцатитысячная рать, а полем идет стотысячное войско и с ними будут ногаи, к тому же Кизилбашский (персидский) шах прислал к нашему царю бить челом, чтобы вместе выступать на турецкого султана. И вот уже сам шах с ратью выступил на Астрахань и будет тут вскорости". Эти рассказы монаха совсем выбили турок из колеи. Они начали роптать. Достаточно было одной искры, чтобы разжечь костер паники. На следующую ночь туркам дали знать о п
риближении большого каравана судов с ратными людьми, посланного на помощь астраханцам. Турки перепугались не на шутку - не это ли то самое войско, о котором говорил астраханский инок? Из степи прискакали несколько ногаев и с ужасом возвестили, что русские перехватали всех ногаев, перешедших на турецкую сторону, что ратников идет несметное множество и что все около Астрахани уже трепещет от имени Московского царя - единого под солнцем грозы басурман. Турецкое войско взбунтовалось и вышло из повиновения у паши Касима. Паше спешно пришлось сжечь свои деревянные укрепления и бежать вместе с крымским ханом из Астрахани. Не знал Касим и все его войско, что испугались они не огромной русской рати, так и не успевшей выступить из Казани, а лишь малого отряда стрельцов под предводительством воеводы - князя Петра Серебряного, посланного с провиантом и оружием на помощь осажденным астраханцам. Турки же, подгоняемые каким-то невидимым врагом, в ужасе бросились бежать напрямик через безводные степи. Немногим из них
повезло дойти до Азова. Верные союзники русских - ногаи и черкесы - постарались на славу. А те, кто дошли, погибли в страшном пожаре, происшедшем от поджога донскими казаками пороховых погребов на Азове. Так бесславно закончился турецкий поход 1569 года. По молитвам преподобного Кирилла и по заступничеству Божией Матери Астрахань была избавлена от большой беды.
Глава 8.
Кончина преподобного Кирилла.
Всего восемь лет продолжалась деятельность святого игумена Кирилла в Астрахани, но как много он успел сделать! Устроение Троицкого монастыря и храмов города, усмирение местного татарского населения и, наконец, укрепление в душах православных астраханцев того духа Божьей благодати, которая животворит, изводит из тьмы страстей, пагубных суеверий и еретического злосмрадия. Помня заветы своего духовного наставника, преподобного Антония, игумен Кирилл старался постоянно пребывать в "умной молитве", уча тому же своих учеников - монахов Троицкого монастыря. Он хотел, чтобы не угасла искра, принесенна
я святыми отцами со Святой горы Афон и духовно утвержденная на Руси великим учителем Северной Фиваиды - преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Также, как и преподобный Антоний, Кирилл скорбел о тяготах игуменства, связанных с насущными заботами по устройству монастыря. Так же, как старец Антоний, он, любя безмолвие и созерцание, стремился к уединению в пустыне. Не для того ли преподобный Кирилл выбрал дикое и унылое место на учуге Чурка, на Высокой горе, где он уединялся не раз, прячась от мирской суеты. Не для того ли он поставил здесь, на Чурке, часовенку, а позже и маленькую церквушечку, о чем повествуется в монастырском предании. Тем самым он освятил это забытое людьми, но возлюбленное Богом место, ставшее затем самым замечательным монастырем на земле Астраханской. Спустя три столетия после блаженной кончины преподобного Кирилла здесь вновь вспыхнула Божья искра "умного делания", таившаяся в глубинах Высокой горы.
Игумен Кирилл был для нашей астраханской земли поистине
солнцем (как и переводится с персидского языка его имя), осветившем безжизненную и мрачную астраханскую пустыню, побудив ее к духовной жизни, оросив теплым светом Божественной проповеди. Вести о его духовных подвигах быстро разнеслись по окраинам земли Русской, заставляя многих с благоговением поизносить имя преподобного старца. В самих златоглавых царских чертогах о игумене Кирилле говорили не иначе как с большим почтением. Благочестивый царь Иоанн Васильевич и так питавший к старцу великое уважение и любя его не меньше чем преподобного Антония Сийского, за все его великие труды по утверждению христианства на земле Астраханской пообещал игумену посетить с поломничеством основанный им Троицкий монастырь. Желанию Государя помешали осуществиться многотрудная война и последовавшая вскоре кончина преподобного Кирилла.
Завершающим делом земной жизни игумена Кирилла стало освящение в устроенном им монастыре соборного храма в честь Живоначальной Троицы 26 июля 1576 года. Неслучайно, что и сама блаженная к
ончина его произошла в том же году, вскоре после освящения соборного храма. Преподобный Кирилл мирно предал дух свой Господу, окруженный своими учениками - верными продолжателями его богодухновенного дела. Он был погребен у южной стены Троицкого монастыря, возле Братской трапезы. Первоначально его могила не была отмечена никаким пышным убранством, но лишь обычным православным крестом. Вскоре рядом с игуменом Кириллом после своей кончины 25 августа 1584 года был погребен его преемник в управлении монастырем, игумен Ферапонт. Он также славно потрудился по устроению обители, ревностно поддерживая порядки и начинания своего предшественника. Возможно, игумен Ферапонт был одним из учеников преподобного Кирилла, прибывших с ним в Астрахань. Без сомнения, старец Ферапонт очень любил и почитал преподобного, и поэтому благословил похоронить себя рядом с ним. Других захоронений рядом с могилой игумена Кирилла, вплоть до 18-го века, мы не знаем.
Глава 9
Чудеса преподобного Кирилла.
Теперь мы переходим к событиям, прославившим игумена Кирилла после его перехода в райские обители. Там, у престола Господня преподобный не забывал вверенный его попечению край. И как некогда царь земной благословлял его на труды духовные, так и после, уже Небесный Царь и Владыка благословлял его на заботу и предстательство за вверенную ему астраханскую паству.
По прошествии нескольких лет, после кончины преподобного, весной 1599 года Астрахань постигло страшное несчастье. Не успел еще город отстроиться, только недавно возведены были новые каменные стены Кремля, как завертелась, закружилась, сокрушая все на своем пути, огненная стихия. Это был первый великий пожар в Астрахани. Выгорел весь Белый город (тогда еще острог), гостинные дворы заморских купцов, дворы служилых казацких и стрелецких голов, детей боярских, весь хлебный запас, припасенный на несколько лет. Страшное облако взвилось над Кремлем - огонь добрался до порохового погреба. Переметнулся он и на воеводские хоромы. Ужас охватил лю
дей - никто и не думал спасать воеводское добро. А в хоромах, плача и стеная, пала перед иконами жена воеводы, окруженная перепуганной челядью. Она молила Пресвятую Богородицу, Заступницу и Покровительницу Астраханскую, оберечь их и спасти от лютой смерти. И вдруг кто-то вскрикнул, указуя перстом в окно. Обомлела изумленная жена воеводы - у стен строящегося нового монастырского собора, который уже лизали языки пламени, на могиле своей стоял игумен Кирилл и осенял крестным знамением бушующий огонь. Тут же пожар стал утихать и вскоре совсем перестал, остановившись у порога Троицкого монастыря. Устоял Кремль перед огнем, целы и невредимы остались монастырь Троицкий и
собор Успенский. Воеводствовавший в то время в Астрахани князь Иван Васильевич Сицкий по просьбе своей супруги устроил на могиле святого игумена деревянную часовню дверями на восток в знак укрощения преподобным огненной стихии на востоке. Эта часовня была торжественно освящена игуменом Феодосием (впоследствии архиепископом Астраханским), и с тех пор все страждущие стали прибегать к могиле Кирилла и служить паннихиды. Так гласит предание, записанное в летописи Никифора Туркина. В 1677 году часовня эта была перестроена в камне, уже дверьми на запад.
В том же году произошло еще одно чудо. Плыл из Астрахани вверх по Волге купец Емельян Парфеньев с товаром на своем судне. По оствлении им Черного Яра погода стала ухудшаться, и вскоре разразилась буря, грозящая захлестнуть большой волной тяжело нагруженное судно. Купец испугался, и вместе со своими спутниками стал молиться, призывая на помощь Господа и Его Пречистую Матерь. Им казалось, что настал их последний час. Волны все сильнее и си
льнее захлестывали судно. Вдруг купец увидел, как по воде, точно по суху, к ним идет, опираясь на посох, седой, весь в черном старец. Как только он взошел на судно, буря тут же утихла, будто ее и не было. Все находившиеся на судне онемели от изумления, не смея слово вымолвить. Лишь немного погодя купец в смятении воскликнул: "Господин! Кто ж ты есть такой, что смог нас от такой бури избавить?" "Я игумен Троицкого монастыря, что в Астрахани, Кирилл", - сказал старец и пропал. Приплыв в следующем году в Астрахань, Емельян Парфеньев в благодарность за свое чудесное спасение велел написать образ преподобного Кирилла, таким как он увидел его на своем судне. Образ был повешен над гробницей игумена.. Еще в прошлом веке икона преподобного висела в вышеупомянутой часовне.
Читая известие об этом чуде, как не вспомнить об одном из чудес преподобного Антония Сийского, происшедшем после его блаженной кончины. Купец из Холмогор по имени Карп плыл по морю с Терского берега, с реки Варзуги. На его ладье
среди других товаров был запас рыбы для Сийского монастыря. Поднялась сильная буря, волны вздымались, как горы и захлестывали ладью. Гребцы совсем отчаялись в спасении. Вдруг Карп увидал недалеко от себя старца, который распростер свою мантию над лодкой, охраняя ее от волн.
"Ты призываешь многих на помощь, - сказал изумленному купцу дивный старец, - а меня не зовешь. Между тем, в ладье твоей есть и часть нашего монастыря. Но Бог дарует тишину." "Кто ты, человек Божий?", - спросил купец. "Я - Антоний, начальник обители на Михайловом озере, на реке Сии", - сказал старец и стал невидим. Поистине, неисповедимы пути Господни: достойный ученик преподобного Антония преподобный Кирилл искусно подражает своему учителю!
Сколько еще дивных чудес было сотворено преподобным Кириллом - нам неизвестно. Архивы Троицкого монастыря сгорели в пожаре 1624 года. Многие рукописи не дошли до нашего времени, как дошла летопись Никифора Туркина. Но необыкновенная любовь астраханцев к игумену Кириллу и глуб
окое почитание ими его памяти всем известны. Отношение к нему как к святому угоднику проявилось уже вскоре после его блаженной кончины. С тех пор жители города постоянно приходили сначала к его могилке, а потом к часовенке. В прошлом веке, по упоминанию очевидцев, с его могилы благоговейно брали песок с верою в его целительные свойства, размешивали его в воде, пили и исцелялись. Еще в 17 веке в честь преподобного были составлены особые тропарь и кондак. С большой любовью астраханцы относились к украшению его часовни. В начале 18-го века фасад часовни был украшен итальянской архитектуры портиком о четырех колоннах тосканского ордена. Сама часовня украшена овальным куполом, на вершине которого возвышается четырехконечный крест, утвержденный над большим позолоченным шаром. Внутри часовни, у северной его стены, помещалась гробница преподобного, а над гробницей находилось его изображение. На своде часовни была роспись, изображающая Спасителя с четырьмя евангелистами, на восточной стороне был представлен
Авраам, угощающий трех странников, на северной - молящийся игумен Кирилл и изображение святых отцов, а на южной стояла в киоте икона великомученицы Параскевы. К этой иконе в девятую пятницу после Пасхи торжественно стекались жители города, особенно женщины, и служили молебны. Молебны также служились и перед иконой Иверской Божией Матери, находившейся снаружи, на восточной стороне часовни. Этот образ, написанный на самой стене, был украшен посеребренною ризою. Перед ней постоянно теплилась лампадка. Нельзя не сказать и о том, что в иконостасе Троицкого собора, упраздненного еще в 18 веке Троицкого монастыря, с древнейших времен находился большой образ преподобного игумена Кирилла, писаннный во весь рост. Это подтверждает, что в Троицкой обители ее первый игумен давно уже почитался святым угодником.
Трудно предположить, почему не поднимался вопрос о канонизации игумена Кирилла и почему не были обретены его святые мощи. В "Книге глаголемой Описание российских святых", составленной неизвестным
тружеником в конце 16-го или начале 17 века, обработанной и изданной в 1887 году графом М.В. Толстым, в
кафедрального Покровского собора. Мы знаем, что среди верующих астраханцев есть люди, которым преподобный являлся в сонном видении или явственно. Ныне покойная кладовщица Покровского собора города Астрахани Клавдия Нарышкина рассказывала автору этих строк о явлении ей во сне преподобного Кирилла. Она сильно заболела, и угодник Божий своим посещением облегчил ее страдания. Преподобный послал ей свой образ, лежавший в забвении среди ветхих икон в подвале собора. Этот образ раба Божия Клавдия бережно хранила до конца своей жизни, во всякой нужде обращаясь к святому за помощью.
Преподобный являлся также и ныне здравствующей монахине Ксении, алтарнице храма святого Князя Владимира. Случилось это в конце 70-х годов. Тогда она ничего не знала об игумене Кирилле, хотя постоянно посещала храм Божий. Приснилось ей, что заходит она в Успенский собор, в котором раньше никогда не
была. В храме она видит круглый стол, за которым сидят монахи, все в черном одеянии. Лишь во главе стола - монах в одеянии, отличном от других: подрясник его был коричневато-желтого цвета. Он встал и подошел к ней. Тогда она хорошо разглядела его. Монах был высокого роста старец, худощавый, с длинной бородой, с седыми прямыми волосами, падавшими на плечи. Впереди на голове у него почти не было волос, глаза были небесно-голубого цвета, на щеках - две глубокие складки. Когда монахиня Ксения входила в храм, монахи разговаривали между собой, но о чем - было непонятно. Этот монах сильно картавил, но больше голоса его она не слышала. Он взял ее за руку и повел за собой. Они спустились в подвал Успенского собора (крипту). Здесь стояло много гробов. Матушке Ксении пришла мысль, что она должна будет ухаживать за ними. Но нет - монах повел ее в другое место. Здесь было еще четыре гробика, и матушка ясно поняла, что ей поручалось за ними смотреть. Монах также показал ей несколько видений, смысл которых он
а не поняла. Проснувшись, матушка осознала, что ей приснился кто-то из святых. Первая ее мысль была - это старец Серафим Саровский. Она родилась недалеко от Дивеева, и в детстве у нее многое было связано с этим святым местом. Она пришла в Покровский собор и рассказала о своем сне одной верующей женщине. Та посоветовала ей посмотреть на икону преподобного Серафима. Но явившийся во сне монах не был похож на него. Тогда она обошла весь собор, и когда она дошла до больших икон святителя Иосифа и преподобного Сергия, находящихся у амвона, то наткнулась на небольшой образ. Увидев его, она даже закричала от изумления. С иконы на нее смотрел тот самый монах. На образе была надпись: преподобный Кирилл, строитель Астраханский. Многих она расспрашивала об этом святом угоднике, но никто ничего не мог о нем
рассказать. Однажды она шла по Кремлю и услышала, как экскурсовод рассказывает туристам о Кирилловской часовне. Так она узнала, что здесь погребен игумен Кирилл. В то время в часовне был магазинчик, где продавали сувениры. Матушка подошла к продавцу и стала расспрашивать ее о Кирилле. Продавец показала ей остатки изображений в часовне, и матушку будто озарило. Она увидела в северо-восточном углу гробик - один из тех четырех, что показывал ей монах во сне и за которым ей поручалось ухаживать. Гробик был совсем маленький, деревянный, на небольших ножках. Когда Кирилловскую часовню возвратили церкви, монахиня Ксения стала первой, кого благословили в ней работать. Кроме этих двух явлений святого угодника наверняка были и другие. Собрание всех этих случаев чудесной помощи или явлений, связанных с именем преподобного Кирилла, пока является делом будущего. Важно, чтобы сами астраханцы откликнулись и поведали то сокровенное, что не всегда стремятся открыть для людского взора.
Знаменательно,
что в Кремле из всех ранее принадлежащих Церкви зданий, отобранных у нее в свое время, первой в 1992 году была возвращена Кирилловская часовня. Спустя много десятилетий в бывшей православной твердыне - астраханском Кремле - вновь зазвучали слова церковного богослужения, пелись молебны и панихиды. Позже, после возвращения Церкви Успенского кафедрального собора часовня на какое-то время стала крестильней. Провидением Божиим здесь стали приобщаться к Церкви новые ее члены, как некогда была приобщена прибывшим в Астрахань игуменом Кириллом только что оглашенная астраханская земля. Сейчас часовня постоянно открыта для посещения ее верующими астраханцами и всеми жителями города. Два раза в неделю в часовне служится молебен преподобному. Благоукрашается и сама часовня. Ее отреставрирывали как внутри так и снаружи. Чтимый образ Иверской Божией Матери расчищенный при реставрации, представлял столь печальное зрелище от многочисленных оскверненй ,ч то стыдясь его снова пришлось забелить.
В 1999 году была написана
новая икона Иверской Божией Матери и утвержденная в киоте была повешена на месте прежнего
образа. Теперь к этой иконе не иссекает поток благочестивых астраханцев. Внутри часовни, в помятование древней традиции был повешен образ святой мученицы Праскевы Пятницы. Но самое главное, что была востановлена гробница на могиле преподобного Кирилла. Долгое время это место, где покоятся мощи святого игумена, было лишь обведено мелом, дабы не ступать на них. В 1999 году, на пожертвования верующих была изготовлена деревянная гробница, покрытая площаницей с изображение почившего игумена Кирилла. В августе месяце она была установлена в часовне на радость почитателям святого. К великой скорби астраханцев до сих пор не решон вопрос о причеслении преподобного старца к лику месточтимых астраханских угодников. Конечно это вопрос чисто формальный. Сам Господь давно прославил его. Осталось лишь потрудиться над составлением службы преподобному, чтобы в день его памяти все астраханцы могли насладиться слышанием торжественных п
еснопений в честь их святого угодника. Надеемся, что это произойдет в самое ближайшее время.
Сейчас нам, астраханцам, да и всем жителям России, как никогда необходима помощь преподобного
Кирилла. Он, сумевший примирить в Астрахани русских и татар, православных и мусульман, своей
благодатной помощью, как никто другой сможет примирить объятые враждой народы Кавказа. Не столь
важно, кто больше виноват в кровавом противостоянии в Чечне. Одинаково страдают и русские,
и чеченцы, и дагестанцы, и ингуши. Важно избавиться от обид, и мы верим - преподобный Кирилл
поможет, вразумит, вернет любовь и покаяние в наши сердца. Если православная Русь услышит о нем,
преклонит колена перед его святым образом - быстрее придет избавление и мир на нашу землю.
ТРОПАРЬ
Иеромонах Иосиф (Марьян).
"Основания Его на горах святых;
любит Господь врата Сионя
паче всех селений Иаковлих" (Пс.86, ст.2)
Она также хранилась в Успенском кафедральном соборе города Астрахани до самого его закрытия в 1931 году.
ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ КИРИЛЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
В тебе, отче Кирилле, Бог почил есть и славна тя показа чудотворца всем приходящим
ко гробу твоему цельбоносному, и от души вопиющим и молящимся, сице взывающе: О,
преблаженне отче! Избави нас чад своих от между
усобные брани и от нашествия поганского и от всякого зла. Да вси вопием: Радуйся
утверждение граду нашему.
КОНДАК
Покаяния основание, умиления образ, утешения и духовного освящения,
равна Ангелом бысть житие твое преподобне, в молитвах убо и пощениях
и в слезах пребывая отче Кирилле, моли Христа Бога о душах наших.
МОЛИТВА
О, Богоблажнне и преподобне отче наш Кирилле, пастырю добрый и истинный строителю
винограда Христова, отцем славо, преподобных сподвижниче, праведным совесельниче, иноком наставниче, и общего жития совершителю, ныне на небесе Святей Троице со всеми святыми предстояй! Молимся тебе при гробе твоем, яко чадолюбивому отцу нашему, и от сердца с любовию вопием: О, преподобне отче Кирилле, помяни стадо твое, еже мудре собрал еси, и соблюди твоими молитвами Богом дарованную ти паству, и не презри нас, чтущих пречистую и многорадостную твою память: сохрани и соблюди нас от всех враг видимых и не видимых: очисти наша согрешения, и отжени от нас облак страстей, и просвети наши душевные очи; г
угнивый язык наш исправи, смысл очисти и разум освяти: приди посреде нас невидимо, и от всех нас моления Богови возсылаемая приими, и донеси сия ходатайственные всех Творцу и избавителю, в Троице Святей поклоняемому Богу нашему, яко да согрешений наших оставление получим, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа с нимже Отцу и Святому Духу слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.